(17 июля) Сегодня завершается недельный марафон, посвященный празднику кряшенской культуры «Питрау». Он считается календарной границей года. Наша редакция узнала больше об особенностях, обрядах и истории праздника.
Традиции
На «Питрау» кряшены наряжаются в народные костюмы, поют народные песни. «Питрау» или Петров день – это праздник, в котором переплелись православно-церковные традиции и элементы ранних языческих обрядов. Первоверховные апостолы Петр и Павел с незапамятных времен пользовались у кряшен особым почитанием, в связи с этим «Питрау» был широко распространен во многих кряшенских селениях. Сегодня «Питрау» по-прежнему является наиболее сильным проявлением этнорелигиозной идентичности кряшенского народа, основанной преимущественно на Православии.
Как отмечают
День святых апостолов Петра и Павла считался у кряшен одним из самых важных праздников в году. К нему готовились заранее: соблюдали пост, чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет.
Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне парни и девушки отправлялись на возвышенное место за деревню, чтобы дождаться восхода солнца. Там они всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнышко». И существовал обычай для того, чтобы отогнать от села русалок, которые по народным поверьям причиняли вред посевам. Встретив солнышко, молодежь, как правило, еще не расходилась по домам, а продолжала гулять до утра. По всей России на Петров день устанавливались качели, которые часто воспринимались в народе, как символ праздника.
В древности это был единый праздник, связанный с летним солнцестоянием. Согласно поверьям, в Петров день святой Петр «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня птицы перестают петь, а трава расти. В «Питрау» обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром.
Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день в Риме: апостол Петр был распят на кресте головой вниз, а апостолу Павлу распятие было заменено усечением головы мечом. На «Питрау» было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.
К Петрову дню готовились заранее: пекли пироги с ягодами и грибами, жарили рыбу и птицу, варили уху, запасали водку. В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. После Петрова дня переставали водить хороводы и качаться на качелях. Впереди была пора уборочных работ.
В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана. Затем его мясо варили в больших котлах и разговлялись все сообща. В некоторых населенных пунктах принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки тоже могли разговеться.
В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле, где вдали от родительского надзора, проводила всю ночь «карауля солнышко». Поэтому «Питрау» также в народе называют праздником солнца и сенокоса.
В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки, жгли костры, собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!». Встретив солнце, молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали плести венки, гадать по ним. Знахари в Петров день, по вечерней росе, собирали некую траву колюку, сушили и хранили ее в коровьих пузырях, а потом раздавали птичьим охотникам. Считалось, что ружье, окуренное этой травою, метко стреляет, и что ни одна птица не ускользнет от его выстрела.
Раньше на «Питрау» кряшены исполняли специальные календарно-церковные напевы. В советское время, когда православие подверглось гонениям, а сами кряшены были лишены права называться народом, попал под запрет и «Питрау». Но кряшены чтят и хранят традиции и картину календарных напевов кряшен невозможно представить без огромного песенного периода, длящегося от Семика до Петрова дня – это время весенне-летних хороводов между севом и уборкой на полях. Календарные пения на «Питрау» присутствовали практически в каждой деревне. Старинные протяжные хороводные напевы кряшен на самом деле – ритуальные напевы, исполнение которых направлено на будущий урожай. Движение хоровода по направлению к полю или к лесу, вождение хороводов возле колосящегося поля являются свидетельством обращения к покровителям полей и урожая.
Приметы
Существовали и приметы на погоду, потому что с Петрова дня начинался покос. Если на Петров день шел дождь, сено будет жестким, плохим. Но зато урожай по этой примете должен был быть обильным. А если в этот день дождь принимался идти несколько раз – урожай обещал быть особенно хорошим.
Гадания
Также в этот день было известно простое старинное гадание: во время игры солнца нужно было успеть заплести венок на ветвях березы. Такой венок плели обычно вместе парень и девушка. А на следующий день смотрели: если венок уцелел, осенью можно засылать сватов – семейная жизнь будет прочной и счастливой. А еще известен древний обряд: в ночь на праздник искали волшебную траву – цветущий Петров крест. Это растение представляет собой небольшие кустики высотой 50 – 60 сантиметров и имеет переплетающиеся между собой корни, похожие на наперстные кресты.
Именно этот корень нужно вырыть в полночь, отряхнуть от земли и закатать в воск от свечей, стоявший под образами, а потом носить на нательном кресте. Говорят, такой Петров крест делает все несчастливые семьи счастливыми и оберегает от нечистой силы. Также, многие верили, что речное купание в Петров день очищает от прелюбодейства.
Волшебный шалаш
Издавна в Петров день кряшены искали себе пару. Говорят, что в Петров день шалаш любви из веток и полевых цветов устанавливает связь с потусторонним миром, все желания доходят до высших сил и исполняются. Так, потенциальные женихи и невесты несли в шалаш записки, в которых указывали требования к будущей второй половинке, а в конце праздника сваха называла имена тех, кто больше всего, по ее мнению, подходит друг другу. Пара получала подарки и приглашение вернуться на Питрау в следующем году уже в статусе мужа и жены. Те, в чьи планы не входило связывать себя узами брака, тоже могли посетить шалаш, но с другой целью — загадать желание.
«Питрау» в Татарстане
В наши дни «Питрау» носит исключительно светский этнокультурный характер, но в то же время стремится сохранить прежнюю привязку к религиозным торжествам и обрядовым элементам. «Питрау» венчает череду летних праздников народов Поволжья, но имеет свою изюминку — все самое интересное происходит после заката, а второе название «Питрау» — «Праздник любви».
У истоков возрождения праздника «Питрау» в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан Иван Егоров и администрация Мамадышского района.
Впервые возрождённый «Питрау» был проведен 12 июля 1999 года на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района. С 2008 года «Питрау» проводится, как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.
Справка:
В России, согласно последней переписи населения 2010 года, проживает 34 822 кряшена, в том числе, в Татарстане, в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях. Кряшены — этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона. В основном проживают в Татарстане, где насчитывается 60 коллективов кряшенской песни.
Информационный Центр ДДнТ