(16 мая 2021) В рубрике «Киновыходной» сегодня переносимся в регион России, который знаменит, как родина известного оружейного завода, Петра Чайковского и пельменей, а с недавних пор еще и заводных старушек с Евровидения — «Бурановских бабушек». Речь об Удмуртии и фильме «Тень Алангасара».
Название: «Тень Алангасара»
Год: 1994
Жанр: исторический
Страна: Россия
Режиссер: Аркадий Черниенко
Сценаристы: Вячеслав Ар-Серги, Аркадий Черниенко
Операторы: Валерий Севастьянов, Эмир Золондинов
Композитор: Дмитрий Иванов
Художник: Валентин Белых
Продюсеры: Аркадий Черниенко, Андрей Юдин (III)
Актеры: Рим Аюпов, Слава Росс, Юрий Шерстнёв, Владимир Петряшин, Марина Яковлева, Елена Караджова, Вячеслав Байков, Николай Шишков (IV), Егор Загребин, Ильдус Абрахманов, Николай Тагин, Кадим Галиханов, Николай Шишков
Производство: Кайрос (Ижевск), Фонд Ролана Быкова (Удмуртское отделение).
Премьера в России: 29.10.1994
Время: 1 час 35 минут
Аннотация
Шаманы и витязи, колдуньи и умельцы-ремесленники минувших веков — персонажи древней легенды о любви, ненависти, верности земле предков. В основе сюжета — сказание о Дунае, сыне Белой Лебеди, который однажды явился к древним удмуртам из поднебесья для того, чтобы понять живущих на Земле. В массовых сценах снимались жители деревень Мувыр, Пашур, села Шаркан и города Ижевска.
Награды, номинации, фестивали
Специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России (актриса М.Яковлева) КФ «Созвездие-95».
Фильм принимал участие во многих кинофестивалях и получил хорошую оценку критиков. На фестивале «Золотой Кинос» получил награду за лучшую режиссуру, а на фестивале «Созвездие-95» — награду за лучшую женскую роль (Марина Яковлева). Гонорары актеры получили не только деньгами, но и вещами: Марина Яковлева получила грузовой москвич «каблучок», кто-то получил дорогую дрель с насадками.
О фильме
Это было давно, уже века пронесли волны красавиц рек – Вятки, Камы и Чепцы. Под их негромкие переливы рождались и уходили в мир иной поколения удмуртов. Шаманы и витязи, колдуньи и умельцы-ремесленники минувших веков – персонажи древней легенды о любви, ненависти и верности земле предков.
В основу фильма положены мифы, легенды и предания древних удмуртских племен. Одно из таких племен возглавляет вождь Тэро, ему помогают верные шаманы Туно и Вэсясь, которые напрямую общаются с многочисленными богами и просят защиты от врагов, принося богам жертвы. К людям этого рода спускается с неба сын прекрасной Белой Лебеди по имени Дунай. Он хочет узнать, как живут люди, чем занимаются, о чем печалятся и чему радуются. Его приютил влиятельный представитель рода Юбер, впавший в немилость вождя. Посланец небес становится свидетелем различных языческих обрядов, помогает бежать пойманному воинами племени иноземцу, в него влюбляются самая красивая девушка рода по имени Дыдык и колдунья Зара. Но юноше приходится покинуть людей из-за происков шаманов.
В кинокартине объединены в одну сюжетную линию несколько обрядов – здесь и жертвоприношения, и молитвы богам, и обряд инициации — посвящения в жены.
Сюжет
Сценарий фильма написан по мотивам повести Кузьмы Куликова «Сэдык», в основе которой лежит удмуртская легенда о прекрасной белой лебеди Тедьи-Юсь. Охотники зимой подстреливают священную птицу. Прорицатель Туно предупреждал их, что это дурной знак: «Боги не простят нам этой охоты!». А следующим летом на землю пришел Дунай, сын белой лебеди – посмотреть, чем живут люди, узнать и понять их. Но люди не приняли «чужеземца», и он покинул их. От Дуная по легенде пошли Алангасары – герои удмуртской мифологии.
В сюжете есть и романтическая линия – на одном из обрядов, за которым наблюдал Дунай, его замечает Дыдык – героиня Марины Яковлевой. И влюбляется в красивого «чужеземца», хотя муж ей уже был предопределен. Дунай, казалось бы, отвечает взаимностью, но уходит. А озлобленный жених пытается убить Дуная копьем, однако тот ловит летящее копье рукой. Поняв, что Дунай обладает неведомыми ему возможностями, парень в ужасе убегает. Дыдык обращается за помощью к колдунье, чтобы приворожить возлюбленного. Однако колдовство не помогает ей и Дунай, поднявшись на холм, исчезает.
О съемках
Презентация полнометражного художественного фильма «Тень Алангасара» состоялась 29 октября 1994 года в Ижевске. Декорации — удмуртскую деревню языческого периода — построили за одно лето, много помогали жители окрестных деревень — Мувыр и Старый Пашур Шарканского района. Те же жители затем участвовали и в массовке. Костюмы героев — точная историческая реконструкция, частично основанная на раскопках с древнего городища Иднакар неподалеку от Глазова. Все делали вручную.
Поляна, где снимался фильм привлекла съемочную группу одинокой, белой от мха елью, стоявшей посередине пруда. Да и сама по себе поляна живописна. Интересно, что на следующий год после съемок белая ель, стоявшая посередине пруда, упала, а пруд полностью исчез, высох. Много попыток предпринимали, чтобы вода вернулась, но безуспешно. И лишь несколько лет назад пруд наполнился вновь.
По дороге к площадке находилось поле: рядом лет 150-200 назад стояла деревня, а после ее исчезновения поле заросло бурьяном. Когда же для съемок была построена куала — молельный дом — на следующее лето поле заколосилось злаками.
Фильм о жизни древних удмуртов-язычников сумели снять во времена бешеной инфляции «крутых» 90-х. На съемки ушло 1,5 года и около 1,5 миллионов рублей.
Поляна, где снимался фильм привлекла съемочную группу одинокой, белой от мха елью, стоявшей посередине пруда. Увидев ее во время поисков, группа даже не сомневалась, где снимать фильм. Да и сама по себе поляна была хороша – вид с пригорка, за которым она находится — сказочный. Мы поехали туда, чтобы своими глазами увидеть «деревню» древних удмуртов. Удивительно, что именно в этот день после долгих недель пасмурной погоды на небе сияло солнце. С нами на экскурсию отправилась Наталья Чиркова, участница массовки. По дороге она рассказала нам свои впечатления и воспоминания о съемках.
Костюмы героев — точная историческая реконструкция, частично основанная на раскопках с древнего городища Иднакар неподалеку от Глазова. Все делали вручную: и украшения, и одежду.
Научным консультантом фильма стал ученый-этнограф, профессор Владимир Владыкин — большой знаток истории удмуртского народа. К фильму написана очень красивая и атмосферная музыка, ее автор — бывший министр культуры Удмуртии и директор цирка Дмитрий Иванов.
Фильм «Тень Алангасара» был представлен публике в рамках ежегодного фестиваля «Всемирный день пельменя». Созданное более 25 лет назад, это кино стало своеобразным удмуртским мифом, о котором много говорят, много наслышаны, но, увы, мало кто видел.
Это интересно
В массовке, в частности при съемках эпизода с огненной дорогой, было задействовано около 300-400 человек.
На месте съемок планировали сделать туристический комплекс. Куала полна особых деревьев и необычно изогнутых веток. Постройки во множестве украшены диковинными корягами:
После официального показа в России, картина «поехала» в Венгрию, Африку и Тунис.
Актеров начинали подбирать в Удмуртии, но в итоге состав получился «50 на 50».
Главную мужскую роль (Дунай) сыграл Вячеслав Горшунов из Новосибирска, сменивший во время съемок фамилию на творческий псевдоним – Росс.
Над съемочной площадкой дважды появлялся НЛО.
Сама съемочная группа жила в землянках.
Это второй фильм в России, который вышел в формате DolbyStereo (первый – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова), благодаря этому в фильме очень качественный звук.
Информационный Центр ДДнТ