(14 февраля 2021) Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана продолжает рубрику «Киновыходной», где знакомит читателей с достижениями национального кинематографа. Сегодня предлагаем к просмотру таджикский фильм «Хаёлфуруш» («Продавец грез»).
В фокусе внимания Таджикистан — страна солнца, богатой истории, увлекательного туризма и фильм, снятый на фоне видов этой республики магнитирующей красоты, с участием местных жителей и приглашенных зарубежных актеров.
Название «Продавец грез»
Оригинальные названия: «Хаёлфуруш»
Возрастное ограничение: 16+
Год производства: 2017
Производство: «Таджикфильм»
Страна: Таджикистан, Индия
Жанр: драма, биография, история, притча
Режиссер: Шарофат Арабова
Оператор: Зайнулобидин Мусо
Композитор: Сомали Панда
Звукорежиссер: Хуршед Нуров
Время: 22 мин.
В главных ролях: Пушпендру Сингха, Зухробонуи Мусозода
Фестивали, премии:
Кинопремия Golden Begonia Award («Золотая бегония») 7-го Азиатского фестиваля короткометражных фильмов (7thAsian MicroFilmArtFestival), как одному из лучших фильмов кинофестиваля; «Специальное упоминание жюри» на 4-м Всемирном Кашмирском кинофестивале в Индии.
Сюжет
Таджикская девочка Зухро дружит с индийским эмигрантом Кабиром, которого в окрестностях именуют «Хаёлфуруш» (в переводе с таджикского — «Продавец грёз»). Кроме этого, существует еще и индийская девочка Мина, которая становится их незримым посредником. Это — история о взрослении и о разрушении предубеждений.
О фильме
Картина является таджикской адаптацией рассказа «Кабулец» индийского классика, поэта и музыканта, нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора. В фильме уделяется внимание вопросам воспитания в традиционном обществе и формированию ценностных ориентиров таджикской девочки, находящейся в переходном возрасте.
По сценарию, Зухро — маленькая таджикская девочка, подружилась с индийским мигрантом Кабиром, которого все в деревне называют «Хаёлфуруш» («Продавец грез»). Кабир — коммивояжёр индийских товаров (украшений, шарфов, парфюмерии и болливудских DVD) в небольшой таджикской деревне, недалеко от Душанбе, где девочка Зухро живет со своими родителями. Кабир скучает по дому, по своей маленькой дочке Мине, которая осталась дома в Лакхнау, в Индии. Это становится причиной привязанности Кабира к маленькой таджикской девочке, которая не понимается консервативной таджикской средой.
Это история о девичьем взрослении и разрушении культурных стереотипов. Наблюдая за тем, как Кабир бродит по узким улочкам деревни, мы также слушаем рассказ Зухро, которая, уже повзрослев, делится своими воспоминаниями об этом человеке. Остальные дети напуганы и заинтригованы Кабиром. А маленькая девочка размышляет о том, как люди ведут себя: как реагируют мужчины, женщины, дети… Кабир вначале сторонится этой дружбы, но вскоре и сам привязывается к девочке.
Родителям не нравится отношение Зухро к продавцу, так как она, по местным меркам, уже считается взрослой, несмотря на ее юный возраст, и они запрещают ей встречаться с другом самостоятельно.
Проходят годы. Кабир с Зухро снова встречаются. Хотя такой встречи не ожидают ни зрители, ни родители девочки. По словам режиссера, производство фильма осуществлено при поддержке посольства Индии в Таджикистане, индийской студии «Марудхар Артс» и Государственной киностудии «Таджикфильм». «Хайолфуруш» — пятый фильм таджикского режиссера Шарофат Арабовой , созданный на финансовый грант Посольства Индии в Республике Таджикистан.
О съемках
Фильм «Хаёлфуруш» был создан в партнерстве. В кино проекте задействованы: индийский киноактер Пушпендру Сингха, как исполнитель главной роли; взята музыка бенгальской исполнительницы Сомали Панда. Оператором фильма стал Зайнулобидин Мусо; звукорежиссером — Хуршед Нуров.
Успехом фильм обязан работе всего творческого коллектива, трудившегося над кинолентой. Операторская работа заслуживает отдельного внимания. Камера как будто следит за одним из главных героев — Кабиром с разных ракурсов в стиле, очень близком к стилю документальных фильмов, при этом также подчеркиваются красоты местности, аутентичность женских нарядов и фактуры тканей. Собственный монтаж режиссера Шарофат Арабовой заставляет внимание зрителя двигаться в замедленном темпе, а музыка Сомали Панды придает короткометражному кино особую атмосферность и эстетику.
Пушпендра Сингх в роли Кабира завораживает. Здесь, наряду с артистизмом актера подчеркивается и его детский характер. Зухробонуи Мусозода в роли маленькой Зухро также убедительно передает свои чувства и мысли через молчание. В фильме уделяется внимание вопросам воспитания в традиционном обществе и формированию ценностных ориентиров таджикской девочки, находящейся в переходном возрасте.
История успеха фильма
Фильм, впервые показанный в 2017-м году, сразу полюбился заждавшимся зрителям и получил восторженные отзывы кинокритиков. Его показывали на дипломатических мероприятиях, как образец международного культурного сотрудничества.
Так на Кинофестивале по присуждению Кинопремии Golden Begonia Award («Золотая бегония») проходившем в городе Линьцан провинции Юньнань в ноябре 2019 года приняли участие более 20 стран. Решение жюри относительно некоторых иностранных лент было вынесено после проведения тщательного просмотра и синхронного перевода на китайский язык. Пройдя строжайший отбор, лента «Хайолфуруш» получила заслуженную награду.
Фильм «Хаёлфуруш» также был показан на торжественном мероприятии в честь 25-летия установления дипломатических отношений между Республикой Индия и Республикой Таджикистан и 70-летия Независимости Республики Индия.
Показ фильма также состоялся в рамках 5-го Азиатского кинофестиваля в Барселоне, отобран в программу Азиатские перспективы 12-го Азиатского кинофестиваля Джоджа-Нетпак в Индонезии и на конкурс женщин-кинорежиссеров 16-го Международного кинофестиваля Дакки в Бангладеш.
Кинокритики регулярно отмечают фильм, как один из лучших на кинофестивалях. «Хайолфуруш» — увлекательный короткометражный фильм, в котором за 22 минуты авторам удается довольно красноречиво передать глубокий философский смысл жизни в отдельно взятой стране и в отношениях между двумя, совершенно разными людьми.
Информационный центр ДДнТ