Какие они — диаспоры, некоммерческие организации, и что о них пишут в прессе. Дискуссии в рамках Проекта, который стартовал в Екатеринбурге, благодаря победе в федеральном конкурсе грантов.
В рамках проекта «Межнациональные коммуникации: от объективной информации к адекватному событию» — будет создан Контакт-центр – экспертный совет — виртуальный штаб проекта, куда войдут представители национальных и правозащитных НКО, эксперты в области СМИ, этнополитики, этнопсихологии, профессиональные журналисты и будут обсуждаться и комментироваться наиболее актуальные межнациональные темы и события. Специалисты проекта проведут мониторинг СМИ на предмет количества и тональности информационных материалов этнической тематики. Для национальных НКО будет организован тренинг по позиционированию и развитию взаимоотношений со СМИ. В рамках проекта запланировано размещение интернет-издания Календарь-справочника для журналистов «Поликультурная Россия», где будет освещено не менее 500 событий (праздники, памятные даты) которые могут стать информационным поводом для СМИ. Итогом работы станет подготовка аналитического доклада, в котором будут отражены результаты всех мероприятий проекта.
Комментарии к теме проекта:
Алексей Фаюстов, директор медиацентра Уральского федерального университета, ведущий Новостей телеканала «41-домашний», член Академии Российского телевидения
Как представлены национально-культурные общества, их деятельность на территории Екатеринбурга и области?
Я считаю, достаточно скудно, и если мы говорим о трендах, то мне видится их два. Первое — это информационные программы, сопровождающиеся событийным рядом: происшествия и чрезвычайные ситуации, в которых замешаны представители тех или иных национальных объединений; и второе направление — это тематические программы, которые презентуют, рассказывают нам о других народах и культурных объединениях…
Что касается информационного направления, то здесь, на мой взгляд, всё не очень благополучно. К сожалению, относительно НКО в информационной повестке в основном присутствует негативная окраска, упоминания идут с точки зрения криминальных событий. Средства массовой информации на криминал реагируют мгновенно. И если мелкое преступление совершает русский человек, то это остается не замеченным, если же главным фигурантом криминального события является представитель диаспоры, то это часто попадает на первые полосы и в первые блоки новостей.
В меньшей степени в информационном поле присутствуют события, в которых НКО представлены в позитивном или в нейтральном ключе. Наверняка это связано с тем, что в этой повестке мало информационных поводов. Если у события, как говорят телевизионщики, есть «картинка», то на это ещё могут среагировать, но если речь идёт о пресс-конференции, презентации или местечковом событии, то это уже не интересно СМИ, есть такой грешок у журналистов как погоня за «желтизной». Если говорить о тематических программах, то я не могу назвать большой список программ, которые бы представляли диаспоры и национальную тематику. Знаю программу «Национальное измерение», которая регулярно приезжает в Уральский федеральный университет и снимает сюжеты, посвященные студенческим будням, традициям и праздникам иностранных ребят, которые в большом количестве учатся у нас. Я знаю программу «Наследники Урарту». Хорошо, что у нас вещает канал «ТНВ», и его представители тоже приезжают на мероприятия в университет. Недавно они снимали сюжет, посвященный празднованию 290-летия первой татарской книги…
У меня ощущение, что все эти программы инициируются непосредственно национальными диаспорами, потому что у них есть острая необходимость объяснять и рассказывать о своей жизни и культуре. Нам нужно формировать правильное отношение к другим национальностям, потому что журналисты зачастую не удосуживаются перепроверять информацию и совершают грубые ошибки, когда рассказывают о традициях и культуре тех или иных народов. Я назвал всего две программы, а из периодических изданий я не могу назвать ни одного. Это говорит о том, что СМИ очень мало внимания уделяют этой важной теме. Кстати, и сами диаспоры иногда ведут себя не очень открыто, «варятся» в своем сообществе, не тиражируя информацию во внешнюю среду…
А какие действия, на ваш взгляд, должны совершать НКО при взаимодействии со СМИ?
Это двусторонний процесс, и национальные диаспоры должны сами инициировать информационные поводы. Замечательно, что появляются советы, общины, которые не живут внутри себя, а выходят в мир и устраивают мероприятия, чтобы показать, что мы живем в одном обществе, состоящем не из ста человек, а из десятков тысяч. Все мы должны сосуществовать, и очень важно показывать, что у диаспор есть свои традиции, свое видение культуры, с которым не считаться нельзя.
С другой стороны — власти тоже должны прилагать усилия, выделяя, в том числе, и деньги для того, чтобы провоцировать появление различных сообществ, клубов и мероприятий, которые работали бы на формирование толерантности общества. Но некоторые проблемы государство решить просто не в силах… Мы часто говорим о том, что русские проявляют нетолерантность по отношению к представителям других национальностей, но, к сожалению, бывает и наоборот, и решать эту проблему нужно, безусловно, с двух сторон. Лично у меня объяснение очень простое: все проблемы идут из семьи, и если в семье бытует неадекватное отношение, формирующее у ребенка стереотип, что «он – другой», государство с этим ничего поделать не сможет, даже если потратит миллиарды. Дети быстро впитывают информацию, как губка. Если мама и папа позволяют себе в обиходе произносить слова (даже в шутливом тоне), которые заведомо унижают представителей других национальностей, то постепенно для ребенка это станет моделью отношения и поведения. Уважаемые родители, давайте будем терпимее и помнить, что благополучие в межнациональных отношениях в государстве зависит, в том числе, и от модели воспитания, которую мы строим в своей семье!
Сергей Порхачев, обозреватель Центральноазиатского информационного портала «News — Asia»:
Как видно из представленного Межнациональным информцентром исследования, в России сложился устойчивый тренд по негативному представлению диаспор, национальных объединений и отдельных национальностей в средствах массовой информации. Ответ на вопрос, почему в СМИ появляется много материалов с отрицательной окраской и так мало с положительной, нужно искать не только в принципах работы современных СМИ, но и в самих национальных объединениях…Каждый руководитель современного электронного или печатного издания — прежде всего бизнесмен, который заинтересован в том, чтобы его новости «продавались», увеличивая тираж газеты/журнала или приток посетителей на веб-сайт. Такая коммерциализация ставит перед журналистом задачу по написанию «громких» и «кричащих» заголовков, поиску сенсаций в обычной жизни и порой бездумному эксплуатированию острых национальных тем. К сожалению, гражданское общество практически не имеет рычагов влияния на данные процессы, а более того, идет на поводу у СМИ «раскручивая» националистические настроения. Второй, но не менее важный аспект данной проблемы, кроется в практически полном отсутствии работы со СМИ со стороны диаспор. К большому сожалению, национальные НКО не умеют и не знают, как выстроить данную работу, как правильно позиционировать себя в СМИ, как грамотно реагировать на вызовы и негативные материалы, прибегая к помощи профессиональных журналистов. Другая не менее важная проблема – это отсутствие понимания того, как показать то хорошее, что они приносят в наше мультинациональное общество.
Алексей Старостин, заместитель заведующего кафедрой теологии, директор Центра тестирования по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран УГГУ, кандидат исторических наук, журналист, член Общественно-консультативного совета при УФМС по Свердловской области:
Нурзида Бенсгиер, исполнительный директор НП МИЦ:
Я думаю, что интерес к национальным НКО в обществе проявляется только по определенным поводам: когда после новостей, основанных на криминальных хрониках, население негодует — почему «воспитанием» и профилактикой преступности не занимаются их национальные лидеры или диаспоры, когда происходят формальные мероприятия, чаще — культурные, празднуются национальные праздники и т.д. Третий повод национальным НКО появится в публичном пространстве — это государственная политика, т.е. когда Президент или Правительство вводят в повестку решение национальных вопросов народов России.
Лия Гинцель, журналист:
Честно говоря, кажется, что диаспоры не слишком разбежались заниматься имиджевыми проектами. Во-первых, не очень, видимо, заинтересованы, во-вторых, это требует некоторых (не обязательно больших) материальных затрат. Могу привести пример. Великолепный проект Екатеринбургской музыкальной гостиной «Лея» — «Музыка и кухня — язык толерантности». Организаторы подготовили великолепные, потрясающие музыкальные вечера с национальным угощением грузин, евреев, татар, украинцев… Могли бы продолжать и продолжать, но отклика-то нет. Впечатление, что никому ничего не надо. А ведь какое знакомство с культурой, с именами… То, что сделано, прошло на высочайшем уровне.
Источник: http://www.ethnoinfo.ru