(10 июня 2016) Звезды российской эстрады и спорта приняли участие в специальной фотосессии в своих национальных костюмах и поделились историями о том, какую роль в их жизни играют национальные традиции, обычаи и культура.
Среди участников фотопроекта: российская певица, телеведущая, Заслуженная артистка России Анита Цой; певица, финалистка «Фабрики звезд» Сати Казанова; боксер легкого и первого полусреднего веса, интерконтинентальный чемпион по версии IBO Денис Шафиков; певец, композитор, победитель проекта «Фабрика звезд-6» Дмитрий Колдун; певица, финалистка шоу «Голос» Эльмира Калимуллина; актер, участник «Квартета И» Камиль Ларин; исполнительница народных песен, лауреат международных фестивалей и конкурсов, финалистка проекта «Народный артист» Марина Девятова; певица, актриса, композитор Согдиана; танцор, хореограф, участник проекта «Танцы со звездами», основатель собственных школ танцев Евгений Папунаишвили; теннисистка, спортивный комментатор Анна Чакветадзе; певица Намгар Лхасаранова; ведущая программы «Орел и решка», певица, участница шоу «Голос» Регина Тодоренко.
Денис Шафиков, боксер легкого и первого полусреднего веса, интерконтинентальный чемпион по версии IBO, бронзовый призер чемпионата России 2003 года. Выходит на ринг в национальной башкирской одежде, за что получил прозвище Чингисхан:
— Считаю, что каждый человек может соблюдать национальные традиции, не терять связь с корнями, но при этом быть частью единого государства. Это несложно. Среди основных черт, присущих башкирам, особо бы выделил уважение к старшему поколению, гостеприимство, скромность и сдержанность поведения. Связи между представителями народности у нас крепкие, но сказать, что башкиры приходят на помощь только своим, было бы ошибочно. Конечно, я могу помочь не только людям свой нации, но и представителям любого народа, любой нации. В моей семье чтят национальные традиции, мусульманские праздники: ежегодно проводим аяты (поминаем умерших родственников), отмечаем Курбан-байрам, не пропускаем сабантуи.
— Я люблю свою родину, которая дала мне жизнь, но с большим уважением, с большой любовью отношусь и к России, которая дала мне возможность реализовать свои творческие амбиции. Поэтому я скорее человек мира, и всегда выступаю за то, чтобы не было никаких межнациональных конфликтов. Патриотизм, собственно говоря, это очень здорово. Но самое главное, чтобы он не переходил в национализм. Этого я не приветствую.
Когда-то у нас всех была одна общая родина. Мы жили в Советском Союзе, и не думали о том, что можем быть разделены. Поэтому не нужно отделять наши братские народы друг от друга. Мне кажется, мы должны жить дружно, как говорил кот Леопольд.
Признаюсь, что сейчас я редко надеваю национальный костюм, чаще примерял его в детстве, когда занимался в кружке и танцевал «Крыжачок» — есть такой белорусский народный танец.
Знаете, мне было очень приятно снова надеть его для этого проекта. Он — красноречивое свидетельство того, что я — представитель белорусской нации. Сейчас, к сожалению, белорусский народ не может похвастаться тем, что активно использует свой язык.
— Спасибо этому проекту: я впервые примерила национальный костюм! Было интересно и очень красиво. Папа у меня — грузин, а мама — русская. В нашей семье принято говорить по-русски. И только когда к нам приезжает бабушка — папа разговаривает с ней на грузинском. Помню, дедушка учил меня этому языку. Я читала стихи, пела песни… К сожалению, дедушка умер и я грузинский позабыла. Наша семья — своего рода микс. Поэтому жесткого соблюдения каких-либо национальных правил у нас нет. Мой папа всю свою молодость провел в Сочи, общаясь с людьми абсолютно разных национальностей: раньше в Краснодарском крае кого только не было. И это очень повлияло на него, он стал человеком мира. Папа, конечно, совсем не консервативный грузин, не такой, которые живут в Тбилиси. Мне это, безусловно, передалось. Я обожаю грузинскую кухню, она всегда присутствует в нашем семейном меню. Мне вообще нравятся традиции кавказских народов. Прежде всего это проявляется в уважении к старшим.
— Я вырос в татарской семье, а потому чувствую себя в национальном костюме очень комфортно. Хотя, конечно, мы в моем родном Волгограде в татарских нарядах не ходили. Это же не Казань. Максимум мама надевала платки. Несколько лет назад Леша Кортнев организовал на своей даче празднование Нового года с национальным окрасом. Задача каждого гостя была прийти в какой-либо национальной одежде. Были там и «грузины», и «евреи», и «японцы», и «узбеки». Я в общем-то далеко не стал ходить и арендовал для себя и своей супруги татарские костюмы. Мне в этом одеянии удобно. И в общем-то сразу ощущаешь, что вот они — корни.
В нашей семье нет определенных традиций или реликвий, которые мы передаем из поколения в поколение: кольца, наряды… Зато у меня мама — великий кулинар. Ее беляши — отдельная песня. В свое время я тоже научился их готовить. И с удовольствием поделюсь этим умением со своими детьми. На сабантуях я бываю редко, а вот Курбан-байрам отмечаю. Режем барашка, раздаем нуждающимся — точно в соответствии с традициям.
— Национальный русский костюм я надеваю регулярно — это мой сценический образ. Хотя, признаться честно, он не совсем аутентичный, а все-таки адаптирован под ХХІ век. Я не ношу коротёну, понёву, хотя когда-то это было традиционной частью гардероба. И все-таки, надевая русский народный костюм, испытываю особенное чувство.Когда училась в Российской академии музыки имени Гнесиных, не раз ездила в фольклорные экспедиции. У меня была возможность потрогать самую настоящую народную одежду — ту, что хранят у себя бабушки. Свадебные костюмы, например, в старину передавались из поколения в поколение.
Вспоминаю свое первое ощущение, когда надела народный костюм. Это был вступительный экзамен в Музыкальный колледж имени Шнитке. Мне было 15 лет, и я чувствовала себя неуклюже. Друзья-подростки в этот момент ходили по улицам в джинсах, кроссовках, кепках. А тут я в кокошнике… Нужно же все это уметь носить. При этом еще петь и желательно танцевать.
Анита Цой певица, Заслуженная артистка России, телеведущая:
— Я отношусь к корейской нации, но живу в России и говорю на русском языке. Чту и уважаю русские традиции, потому что эта земля дала очень много нашему народу. Здесь мы чувствуем себя свободными. Нам дано право жить, трудиться, любить, получать образование, заниматься самореализацией. Но при этом, на мой взгляд, каждому человеку стоит помнить о своих корнях.Соблюдение национальных традиций — дело каждого человека. Наша семья обязательно отмечает все корейские праздники, мы носим национальные костюмы, готовим традиционные блюда, поем и говорим на родном языке. Было бы желание — а передать подрастающему поколению культуру своего народа можно всегда.Лично я горжусь своими корнями. Корейцы — очень трудолюбивая нация. Решительный и смелый народ. Характерная черта нашего менталитета — стремление к бесконфликтности и гармонии. Корейцы сентиментальные, но при этом азартные. Чтут иерархию и умеют подчиняться. Любят и умеют работать в команде. Корейцы — бережливый народ. Их часто называют азиатскими евреями.
— Соблюдать национальные традиции довольно тяжело. Виной тому — глобализация и ассимиляция. Это неизбежные процессы, а потому малые народы постепенно теряют свою индивидуальность.
Слабость и болезнь общества проявляются именно в том, что нации перестают быть аутентичными, превращаются в одну серую массу. Сила России — в ее многонациональности. Сила мира и человечества — в многорасовости. Как говорил Конфуций, пусть цветут все цветы. Нет нужды уподоблять всех одной ромашке или одной фиалке. Красота и сила нашей планеты — в том, что все мы разные, уникальные и особенные.
Я — человек мира. Но человек мира, не чтящий традиций, ведь как перекати-поле, я в этом убеждена! Традиции очень важны, и это не пустые слова, не ментальная конструкция. Наши предки, наш род и принадлежность к той или иной культуре питают нас, а желание отстраниться от корней лишь обесточивает. Таков закон природы, который придуман не нами, и не нам его игнорировать или менять.
— Я родилась и выросла в Ташкенте. Узбекистан — моя родина. Сейчас моя семья живет в Москве, но узбекские традиционные праздники мы до сих пор очень любим и отмечаем. Самый дорогой для нас — это, пожалуй, Навруз. Он празднуется 21 марта и означает начало нового года, нового цикла, наступление весны. Очень трогательно, когда знакомые передают нам из Ташкента сумаляк — это национальное узбекское блюдо, которое делается только раз в году, в Навруз.
Сумаляк готовят из проросших семян пшеницы. Прямо на улице ставят огромный казан и перетирают там ростки. Женщины занимаются этим всю ночь. Получается сладковатая кашеобразная масса оранжевого цвета. Все, кто пробовал сумаляк, говорят, что это вкусно. Кстати, когда его ешь, нужно загадать желание.
Вспоминаю сейчас Навруз — и такая ностальгия накатывает! Мысленно возвращаюсь в детство. Узбеки — очень гостеприимная нация. Эти люди миролюбивы, всегда помогут, если нужно. И знаете, они не держат камня за душой — очень открытые и добрые по натуре. Когда мы жили в Ташкенте, соседи на праздник приносили нам плов, лепешки, самсу. Так у них было принято.
— Сложно ли соблюдать национальные традиции? А что здесь может быть в принципе сложного? Они либо привиты с детства, впитаны с молоком матери, либо — нет. Если не знаешь своего прошлого, то кем ты будешь в будущем? Думаю, что каждый человек должен помнить, откуда он родом, кем были его бабушки и дедушки. Он должен знать семейные ценности и чтить традиции своего народа. Не надо стыдиться того, из чего ты сделан. Безусловно, многое зависит от родителей. Любовь к своей родине, к ценностям, обычаям нужно детям прививать. Это то, что нас характеризует и делает индивидуальными.
Сейчас, когда мир стремительно меняется, многие традиции забылись, вышли из моды, потеряли смысл, стали неприемлемыми. Мы стали более конфиденциальными, личная жизнь стала более частной. Хотя некоторые традиции живы до сих пор и проживут еще сотню лет, если мы, дети наших родителей, будем передавать их из поколения в поколение. А это для меня то же самое, что рожать, давать жизнь новому человеку.