К 25 летию со дня основания парламентаризма в Республике Татарстан, наш Портал начинает публикацию материалов «О становлении парламентаризма в Татарстане», написанных известными государственными деятелями, депутатами различных созывов и представителями общественности.
Фарид Мухаметшин, Председатель Госсовета Татарстана, Председатель Ассамблеи народов Татарстана, доктор политических наук: «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ТАТАРСТАНА»
Все политические партии России, образовавшиеся в XX веке и начале XXI века, имели и имеют программы и планы решения в стране национального вопроса.
В программе партии большевиков, принятой на II съезде РСДРП, указывалось на «право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства». На седьмой (апрельской) Всероссийской конференции большевиков была также принята резолюция по национальному вопросу, в которой содержались следующие строки: «За всеми нациями, входящими в состав России, должно быть признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства». Придя к власти, большевики дали обещание народам России, что советская власть обеспечит «всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение». Принципы свободного самоопределения народов провозглашались в «Декларации прав народов России», решениях III Всероссийского съезда Советов и документах партийных съездов. 27 мая 1920 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Декрет «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». Подготовка I съезда Советов Татарии так же, как и образование ТАССР, осуществлялась Казанским губернским, а с августа 1920 года — Татарским областным комитетом которые выполняли функции высшего партийного органа Татарии. 25 июня 1920 года губисполком передал полномочия власти Временному революционному комитету ТАССР. Этот день вошел в историю, как день образования республики.
Первый съезд Советов ТАССР имел учредительный характер, он был призван образовать систему постоянно действующих высших органов республики. По предложению фракции РКП(б) съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет ТАССР в составе 59’человек, который в период между съездами Советов должен был выполнять функции высшего органа государственной власти республики. В него вошли: С. Саид-Галиев, Б. Мансуров, X. Гайнуллин, А. Догадов, А. Бочков, К. Хамзин, Н. Яруллин, М. Конов, Ш. Ибрагимов и другие.
Первый учредительный съезд Советов ТАССР имел в истории Татарии исключительное значение, реализовав право татарского народа на политическую автономию. Съезд избрал постоянный высший орган государственной власти — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и уполномочил его на осуществление высшей власти, определил основные направления деятельности Совнаркома и народных комиссариатов ТАССР, а также местных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
На первом пленарном заседании ЦИК Советов Татарстана был избран президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым и образовано правительство ТАССР — Совет народных комиссаров в составе председателя (им стал С. Саид-Галиев), 10 народных комиссаров и председателя Совета народного хозяйства.
С образованием органов государственной власти и управления республики необходимо было законодательно закрепить их правовое положение. Таким актом конституционного значения явилось Положение о Всетатарском Центральном Исполнительном Комитете, принятое 3 декабря 1920 года на первой сессии ТатЦИКа. Положение закрепляло систему высших органов государственной власти и управления ТАССР, порядок их образования, принципы взаимоотношений высших органов власти республики с соответствующими органами РСФСР и центральными отраслевыми органами госуправления ТАССР.
На основании Декрета ВЦИК «Об автономной ТССР» от 27 мая 1920 года и ст. 11 и 56 Конституции РСФСР 1918 года высшей властью на территории Татарии являлся съезд Советов республики. Верховенство власти съезда Советов нашло отражение в Положениях о Центральном Исполнительном Комитете ТАССР 1920 и 1924 гг.
Проект Конституции ТАССР был разработан и представлен в комиссию, созданную при ВЦИК. Эта комиссия 9 января 1926 года одобрила проект Конституции Татарской республики. Затем VI Всетатарский съезд Советов рассмотрел проект Конституции республики, постановил принять его за основу и поручил Президиуму ЦИК республики внести на утверждение высших органов государственной власти РСФСР. Однако по решению специальной комиссии ВЦИК от 17 августа 1926 года рассмотрение проектов конституций ТАССР и других автономных республик было отложено и, таким образом, проект Конституции ТАССР остался официально не утвержденным. Съезды Советов ТАССР, выполняя функции верховного органа государственной власти, обсуждали вопросы общегосударственного значения и входили с законодательной инициативой в высшие органы РСФСР и Совет Национальностей ЦИК СССР. К компетенции съездов Советов относились такие вопросы, как принятие Конституции, выборы делегатов на всесоюзные и всероссийские съезды Советов, выборы представителей от Татарии в Совет Национальностей ЦИК СССР, образование Центрального Исполнительного Комитета ТАССР.
Между съездами Советов высшим органом государственной власти республики являлся Центральный Исполнительный Комитет ТАССР. Всего за период с 1920 по 1937 год состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имел Чрезвычайный XI съезд Советов ТАССР, который 25 июня 1937 года принял Конституцию ТАССР. В высших органах республики работа велась на татарском и русском языках (25 июня 1921 года декретом ЦИК и СНК ТАССР была создана комиссия по реализации татарского языка. Ее задачей было планомерное введение татарского языка в делопроизводство советских учреждений республики). В эти годы председателями ТатЦИКа были: Мансуров Бурхан Хуснутдинович (1920—1921), Сабиров Рауф Ахметович (1921—1924), Шаймарданов Шайгардан Шаймарданович (1924—1927), Ахметшин Миннигарей Ахметович (1927—1929), Мратхузин Харис Ибрагимович (1929—1932), Ягудин Мигдат Губайдуллович (1932—1934), Байчурин Гумер Гилязетдинович (1934—1937).
26 июня 2008 года исполнилось 70 лет со дня проведения первых выборов в Верховный Совет ТАССР. Это событие стало значимой вехой в истории татарской нации, всех народов, проживающих в республике. Законодательному органу Татарстана исторически была предписана нелегкая судьба, насыщенная сложнейшими событиями, — политические репрессии 1930—40-х годов, Великая Отечественная война, послевоенное лихолетье, сложнейшие годы пятилеток, перестройка, распад СССР, принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан и дальнейшее ее подтверждение результатами Республиканского всенародного референдума о государственном статусе Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 года, подписание руководителями Российской Федерации и Республики Татарстан Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», законодательное регулирование социально-политических и экономических процессов в жизни многонационального народа Татарстана.
Верховный Совет принимал Конституцию ТАССР 31 мая 1978 года и Конституцию Республики Татарстан 6 ноября 1992 года. В итоге, за 12 состоявшихся созывов (1938—1995 годы) на 125 сессиях парламента была фактически написана новейшая история республики в том виде, в каком мы ее имеем на сегодняшний день, были заложены основы современного республиканского законодательства, традиции парламентаризма и демократии.
Верховный Совет всегда возглавляли знаковые для республики фигуры: Галей Афзалетдинович Динмухаметов (1938—1951), Салях Низамович Низамов (1951—1959), Камиль Фатыхович Фасеев (1959—1960), Салих Гилимханович Батыев (1960—1983), Анвар Бадретдинович Багаутдинов (1983—1986), Шамиль Асгатович Мустаев (1986—1990), Минтимер Шарипович Шаймиев (1990—1991). За последние семь десятилетий нашей истории многонациональный народ республики вместе с народами СССР, РСФСР и Российской Федерации пережил несколько общественно-экономических формаций; много было потерь и достижений, горя и радости. Все это в памяти станцевать. Верховный Совет начал свою деятельность согласно Конституции ТАССР 1937 года, которая в свою очередь была принята на основании постулатов и в соответствии с правовыми нормами Советской Конституции от 5 декабря 1936 года. Ее называют еще «сталинской» — самой демократичной по содержанию и лицемерной по исполнению. С одной стороны, в ней были закреплены такие обширные права и свободы, каких не было во многих европейских документах подобного рода. С другой стороны, — не секрет, что самая мощная волна репрессий 1937—1938 годов прокатилась с безмолвного одобрения этого Основного закона В течение 1936—1938 годов в стране по различным мотивам арестовали 1,4 млн. человек, казнили около 700 тысяч (каждого второго), в лагерях и тюрьмах побывало более 18 млн. человек.
В республике репрессивная кампания была в некотором роде даже более жестокой, чем в других регионах. Виной тому были и субъективные факторы. Сталин хорошо помнил многих татарских деятелей по годам Гражданской войны. Татарстан был в его глазах центром крамольной «султангалиевщины», в свое время доставившей немало хлопот при выстраивании советской «вертикали власти». Кроме того, нарком внутренних дел Н. Ежов в годы Гражданской войны находился на партийной работе в Казани. И у него были свои счеты с рядом местных работников. В делах тех лет содержались надуманные обвинения в пантюркизме, стремлении восстановить государство «Идель-Урал», связи с татарской эмиграцией и даже — в создании «Всесоюзной татарской фашистской партии» В числе репрессированных оказались выдающиеся писатели, ученые, организаторы производства нашей республики — Ф. Бурнаш, Д. Валиди, А. Танеев, Г. Ибрагимов, Г. Камай, Ф. Карим, В. Слепков, К. Тинчурин, Г. Тулумбайский, X. Туфан, Н. Эльвов, И. Яковлев и многие другие. Кадровые партийные и советские работники, рядовые коммунисты, стоявшие у истоков основания республики, были объявлены «врагами народа».
Репрессиям по политическим мотивам подвергались рабочие, колхозники, служащие Первые выборы в Верховный Совет ТАССР дали импульс к пробуждению общественно-политической жизни в обществе и повышению гражданской активности населения. Впервые в истории республики развернулась большая агитационно-пропагандистская работа: было создано более 30 тыс. кружков, в которых занималось более 840 тыс. избирателей; образовано 143 избирательных округа и 2590 избирательных участков. В голосовании по выборам в Верховный Совет Татарской АССР первого созыва приняло участие около 1,5 млн. избирателей. Явка была рекордной и составила 98,75%; за кандидатов блока коммунистов и беспартийных отдали свои голоса 99,01%. Было избрано 143 депутата (41 — рабочие, 52 — колхозники, 50 — интеллигенция и служащие). По национальному составу: 77 — татар, 48 — русских, 7 — чувашей, 11 — представителей других национальностей. Первая сессия была созвана и заседала 26—29 июля 1938 года. Был избран Президиум Верховного Совета, утверждены три постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетная и мандатная), сформирован Совет Народных Комиссаров. Председателем Президиума Верховного Совета ТАССР стал Галей Афза-летдинович Динмухаметов. Он занимал этот пост до 1951 года, то есть фактически до конца своей жизни.
Не было ни одной области в жизни нашей республики, которой бы не интересовался и на которую не оказал бы своего влияния Галей Афзалетдинович. Именно он впервые принял решение о наказании виновных за «верхоглядство, бюрократическое и безответственное отношение к жалобам трудящихся», в годы войны создал и возглавил Республиканскую комиссию по сбору подарков бойцам и командирам действующей Красной Армии, вел большую переписку с офицерами и солдатами, оказывал помощь семьям фронтовиков, помогал выпускать военные газеты на татарском языке, немало сделал для последующего восстановления народного хозяйства, причем не только в нашей республике. Священная, героическая и одновременно трагическая страница в истории Отечества была открыта 22 июня 1941 года. Никогда еще страна не переживала подобных испытаний. Около 700 тысяч наших земляков было в сражающейся армии, каждый второй из них не вернулся с полей сражений.
Широко известны беспримерные подвиги поэта-патриота М. Джалиля, защитника Брестской крепости П. Гаврилова, летчиков Н. Столярова, М. Сыртлановой и М. Девятаева, бойца Г. Гафиатуллина, закрывшего телом амбразуру вражеского пулеметного дота, и многих других. Свыше 200 отважных воинов Татарстана были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 50 фронтовиков стали полными кавалерами ордена Славы, более 200 тысяч — награждены орденами и медалями.
На первый план в те годы выдвинулись вопросы организации обороны страны, перестройки промышленности на военный лад, организации системы снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, военной мобилизации. Во главе всей этой работы встали обком партии и правительство республики, активно включился в нее парламент Татарстана. За годы войны Верховный Совет дважды собирался на заседания (10 июля 1943 года и 20 июня 1944 года).
Организовывать сессии было достаточно сложно, так как многие депутаты находились на фронтах Отечественной войны. За годы войны на территорию республики были эвакуированы десятки крупных промышленных предприятий из Ленинграда, Москвы, Одессы, Киева, Херсона и других городов страны. Это привело к возникновению новых для нашего региона отраслей производства — приборостроения, часовой, хлопчатобумажной промышленности. В 1945 году республика произвела промышленной продукции на треть больше, чем в 1940 году. Несмотря на огромные трудности, Татарская АССР по-братски приняла более 270 тысяч жителей из временно оккупированных районов страны. Наши госпитали спасли жизнь 340 тысячам солдат и офицеров, 200 тысяч из них вновь встали в строй.
Патриотизм татарстанцев проявлялся не только в героическом труде на полях и фермах, в цехах заводов и научных лабораториях, но и в оказании всесторонней личной помощи фронту. За четыре года войны они внесли более 380 млн. рублей на постройку 3 танковых колонн, 5 боевых авиаэскадрилий, четырех бронепоездов и другой боевой техники.
О том, какой противоречивый характер в тот период носило идеологическое руководство общественно-политической и духовной жизнью страны, наглядное представление дает постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О положении идеологической и массово-политической работы в партийной организации Татарии и мерах по ее улучшению». В этом документе ученые республики обвинялись в национализме, идеализации Золотой Орды и народного эпоса «Идегей», получившего характеристику как «ханско-феодальный».
На состоявшемся в феврале 1945 года пленуме Татарского обкома партии была подвергнута критике деятельность Института языка, литературы и искусства (ИЯЛИ). Ученым ставилось в вину то, что вместо изучения совместной борьбы русского и татарского народов против иноземных захватчиков они занимались исследованием памятников литературы XII—XVI веков. Острие партийной критики было направлено против творчества историка X. Гимади и писателя Н. Исанбета. На эпос «Идегей» наложили запрет, что касается Золотой Орды, то о ней вообще было предписано упоминать только как о государстве варваров.
Победоносное завершение Великой Отечественной войны воспринималось советскими людьми как начало новой светлой жизни, большие надежды связывались с первой послевоенной пятилеткой. Нужно было не только восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, но и превзойти его в значительных размерах.
Именно в эти годы Татарстан стал нефтедобывающей республикой. 17 сентября 1946 года из скважины № 1 забил мощный фонтан девонской нефти, а открытие Ромашкинского месторождения вывело республику по добыче нефти на первое место в СССР (был опережен даже старейший нефтяной район России — Баку). Если в течение 1950—1956 годов добыча нефти в СССР возросла в 2,2 раза, то в республике — более чем в 20 раз. Первый миллиард тонн нефти из недр Татарстана извлекли в 1971 году. В 2007 году — уже три миллиарда тонн. Для сравнения, первый I миллиард тонн «черного золота» на промыслах России добывали в течение 90 лет За годы четвертой пятилетки объем валовой продукции промышленности республики возрос в 2,2 раза. В 1951 году вступил в строй компрессорный завод, в 1952 году — «Теплоконтроль», два завода сборных и железобетонных конструкций, более 50 крупных промышленных и энергетических объектов в нефтяных районах. Выросли новые города Альметьевск и Лениногорск, ряд рабочих поселков.
Незабываемая страница летописи трудовых свершений — пуск первых установок объединения «Органический синтез», которые соединили нефтяные промыслы республики и заводы Нижнекамского нефтехимического комплекса в единый технологический конвейер. Выпуск химической и нефтехимической продукции в конце 60-х годов увеличился вдвое. Свою первую продукцию в 1973 году выпустил Нижнекамский шинный завод, который и сейчас является одним из крупнейших товаропроизводителей в Российской Федерации и мире.
В летописи республики особое место занимает КамАЗ, с созданием которого Татарстан стал ведущим регионом автомобилестроения. Сегодня камские большегрузы можно встретить на дорогах десятков государств мира. Республика стала выпускать реактивные межконтинентальные пассажирские самолеты, вертолеты и автомобили, электронно-вычислительные машины, компрессоры, нефтяную аппаратуру, измерительные приборы, часы, медицинские инструменты. В 1957 году промышленность Татарской автономии каждые три дня производила столько продукции, сколько ее выпускалось за весь 1913 год.
Хрущевская «оттепель» второй половины 50—60-х годов, с одной стороны, да-зала определенные надежды на будущее, вселяла уверенность в необратимость демократических перемен. Был развенчан культ личности Сталина, началась работа по реабилитации жертв политических репрессий. В нашей республике Комиссию -о рассмотрению дел отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления возглавлял Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Салих Гилимханович Батыев. Во многом именно с его деятельностью связано возвращение доброго имени многим деятелям культуры, ученым, производственникам, невинно осужденным по «политическим» статьям.
С другой стороны, — некоторые преобразования того времени, основанные на субъективных, необдуманных подходах, наносили ощутимые удары по социально-экономическому развитию страны. Яркий пример тому — создание в Татарстане совнархоза, который позднее вошел в Средневолжский совнархоз с центром в Куйбышеве. Республика, тем самым, потеряла контроль над решением важнейших проблем народного хозяйства. Одна из старейших железных дорог страны — Казанская была ликвидирована и объединена с Горьковской железной дорогой; правление Волжским речным пароходством перешло в Горький.
Село, как и город, также переживало последствия поспешных решений. Оказывалось давление на частный сектор, основной упор делался на коллективные формы хозяйствования. Преобразования районов, укрупнения колхозов производились без учета национальных особенностей и традиций проживания. В один колхозов искусственно, а порой и насильственно, объединялись чувашские и мордовские, татарские и русские деревни.
Постепенно происходило сужение функционирования татарского языка, в Казани в 1960-е годы были закрыты последние школы, где обучение велось на родом языке. Существенно сократилось количество книг, издаваемых на татарском языке. Многие представители национальной интеллигенции начинают активно вы ступать за возрождение культуры татарского народа, восстановление системы национальных школ — Г. Кашшаф, Н. Фаттах, Г. Баширов, А. Еники, С. Хаким, С. Баттал, Н. Исанбет. Активно занимался этим вопросом и Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Камиль Фатыхович Фасеев.
В практике государственного строительства республиканские властные структуры окончательно начинают выполнять чисто декоративную роль, лишаются возможности принимать самостоятельные управленческие решения. И хотя в 70-е годы Татарстан по уровню экономического развития стал одним из наиболее развитых регионов страны, — его предприятия ежегодно вырабатывали продукции на 25 миллиардов рублей, — республика по сути не имела собственного органа государственного управления развитием промышленности. 80 процентов предприятий были союзного подчинения, 18 — российского и лишь 2 процента — республиканского.
Сама жизнь настойчиво выдвигала требование проведения глубоких экономических реформ в тесной взаимосвязи с коренным преобразованием политической системы общества. Еще в 1977 году перед принятием союзной Конституции «развитого социализма» Республикой Татарстан был поставлен вопрос о непосредственном вхождении в состав СССР на правах союзной республики. Причем такие предложения шли не только из Татарстана и не только от татар. Вопиющая несправедливость к одной из самых мощных в экономическом отношении республик была для всех очевидной. Однако и на этот раз проблема повышения государственного статуса Татарстана решена не была. В Конституции ТАССР 1978 года удалось записать лишь положение, согласно которому последующее утверждение Основного закона автономии Верховным Советом РСФСР не обязательно.
Новый политический курс страны конца 1980 — начала 90-х годов послужил мощным катализатором гражданской активности, духовного раскрепощения народов и роста их национального самосознания. Именно тогда был поставлен вопрос о политической реформе общества, провозглашена политика гласности.
Общественное движение основательно политизировалось. В Татарстане были созданы Инициативный центр Народного фронта (он объединил наиболее непримиримых оппонентов существующей власти, призывал к слому диктатуры КПСС), Татарский общественный центр (в те годы лидер татарского национального движения), татарская партия национальной независимости «Иттифак». Весь Татарстан захлестнули волны митингов, пикетов и демонстраций. В феврале 1990 года в столице они проводились практически ежедневно. М.Ш. Шаймиев, тогда еще первый секретарь обкома КПСС, оценил сложившуюся политическую ситуацию в стране как «трагический этап перестройки В такой непростой социально-политической обстановке началась в 1990 году работа Верховного Совета республики двенадцатого созыва. Его Председателем был избран М.Ш. Шаймиев. В апреле 1990 года Верховный Совет СССР значительно расширил права автономий, предоставив им право на равных с союзными республиками участвовать в переговорном процессе по заключению нового Союзного договора. В национальных республиках, в том числе и в Татарстане, начался процесс суверенизации, к которому, надо сказать, федеральная власть относилась неоднозначно. Некоторая благосклонность была вызвана стремлением заручиться поддержкой автономии и хоть как-то нейтрализовать сложившийся политический кризис. В июле 1990 года во время визита в Казань тогда еще Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес историческую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить.Не хочу вставать на позицию Горбачева и быть тормозом в развитии национального самосознания каждой республики».
С другой стороны, не стоит забывать, что чуть позже Татарстан стали называть «флагманом сепаратизма», а когда республика готовилась к референдуму, который должен был подкрепить провозглашенный ранее государственный суверенитет, Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов в интервью газете «Известия Татарстана» пообещал доставить руководителей республики и Президента Минтимера Шаймиева в Москву «в железной клетке». Действительно, парадокс: первое лицо государства раздавало суверенитета столько, сколько его могли унести, а второе лицо государства, выворачивая руки, отбирало отданное.
Ситуация накалялась до предела. Федеральные власти агитировали людей игнорировать референдум, голосовать «против». Этому было посвящено телеобращение Президента России Ельцина. В субботу, за день до проведения референдума, прокурор Татарстана лично принес Председателю Верховного Совета ТССР уведомление о том, что если всенародное голосование все-таки состоится, то руководитель парламента будет нести уголовную ответственность на основании решения Конституционного Суда РФ. Тем не менее Татарстану удалось решить этот вопрос в рамках закона. Исторически цепь событий, определившая повышение статуса республики, выглядела так. 24 августа 1990 года в Казани прошел многолюдный митинг с требованием принять Декларацию о государственном суверенитете Татарстана. Через пять дней сессия Верховного Совета ТАССР приступила к рассмотрению этого вопроса. Разгорелась бурная дискуссия. Пришлось организовать согласительную комиссию и голосовать за документ постатейно.
30 августа 1990 года Верховный Совет республики принял «Декларацию о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики». Председатель Верховного Совета ТССР М.Ш. Шаймиев тогда сказал: «Сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому еще не доводилось испытать в истории нашей республики. Если это акт зрелости, то мы должны с ходу стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками сложилась на нашей земле. Такова высокая цена суверенитета».21 марта 1992 года в Татарстане был проведен всенародный референдум о государственном статусе Республики Татарстан, на котором многонациональный народ поддержал стремление к повышению статуса республики и закрепил положение Декларации. Избранный курс на повышение самостоятельности республики поддержали 61.4 процента избирателей Татарстана.
Весьма символично, что Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан была принята вскоре после Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Суверенитет России был провозглашен во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу многонациональной Федерации — права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Принятие Декларации придало мощный импульс росту национального самосознания народов Российской Федерации, активизации глубоких демократических преобразований.
6 ноября 1992 года Верховный Совет Республики Татарстан на основе волеизъявления народа принял Конституцию Республики Татарстан. Позднее, в ходе работы над проектом Конституции Российской Федерации, делегацией Татарстана неоднократно вносились предложения о необходимости учета в новом Основном законе страны особенности государственного статуса республики, что, к сожалению, не было воспринято участниками Конституционного совещания. В результате избиратели Татарстана не поддержали в ходе Всероссийского референдума Федеральную Конституцию, выразив тем самым свое отношение к ней.
Татарстан изначально выступал за установление конституционно-договорных отношений с Россией, что и было закреплено в статье 61 Конституции Республики Татарстан. Поэтому, естественно, он и не подписал Федеративный Договор. Проблема снятия противоречий между новой Конституцией РФ и Конституцией РТ была разрешена 15 февраля 1994 года, когда между Российской Федерацией и Республикой Татарстан был подписан Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Возможность заключения такого Договора предусмотрена и частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации.
Весьма символично, что свои подписи под новым Договором Президент России и Президент Татарстана поставили 26 июня 2007 года, — то есть через 69 лет после выборов в Верховный Совет республики первого созыва. В этом факте, безусловно, просматриваются историческая связь времен и преемственность поколений. Сегодня Татарстан оказался единственным регионом, который в соответствии с федеральным законодательством сохранил конституционно-договорные отношения с федеральным центром. Значение договоров 1994 и 2007 годов трудно переоценить. Обе стороны, — и федеральный центр, и республика, — продемонстрировали политическую волю и мудрость. Была выработана особая татарстанская модель социально-экономического развития, реализованы уникальные программы адресной социальной защиты, газификации, ликвидации ветхого жилья, что способствовало сформированию позитивного международного имиджа Татарстана.
Договор внес ясность в отношения между республикой и федеральным центром, которые сегодня стабильны и предсказуемы, явился одним из первых шагов в становлении реального федерализма. Он стал универсальным инструментом согласования интересов сторон и учета национально-исторической специфики Татарстана.
Еще раз хочу подчеркнуть, в соответствии с Договором и межправительственными соглашениями Татарстан в середине 1990-х годов взял на себя ответственность за осуществление важнейших федеральных программ на своей территории, решение многих конкретных задач жизнеобеспечения республики, разгрузив при этом Центр от ряда функций, исполнение которых на местах носит более эффективный характер. Итогом реализации данного подхода явилось сохранение регионального экономического потенциала и даже его существенное укрепление в период вхождения российской экономики в фазу затяжного кризиса.
После заключения Договора республика заняла и по сей день прочно удерживает лидирующие места по всем основным экономическим и социальным показателям. Татарстан находится на ведущих позициях среди субъектов Российской Федерации по уровню эффективности властных институтов, объемам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал, входит в число наиболее развитых агроиндустриальных регионов страны. Зримые плоды экономических достижений позволяют активно заниматься модернизацией социальной сферы, воплощая в жизнь масштабные программы по развитию образования, культуры, здравоохранения, стимулированию инфраструктурного и жилищного строительства.
Республика Татарстан неизменно лидирует в Приволжском федеральном округе по объему вводимого жилья, на протяжении более чем двух десятилетий реализуя уникальные программы ликвидации ветхого жилого фонда, а затем и республиканской социальной ипотеки.
Закономерным интегральным итогом проведения эффективной социально-экономической политики следует считать успехи, достигнутые в демографической сфере. На протяжении ряда лет в республике фиксируется устойчивый естественный прирост населения, увеличение рождаемости и продолжительности жизни.
Сегодня Татарстан — один из самых перспективных и динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Порой по собственной инициативе, а порой и вынужденно республика зачастую самостоятельно шла по пути социально экономического и общественно-политического развития: мягко «входила» в рынок, осмотрительно решала вопросы приватизации государственного имущества, взвешенно подходила к реализации муниципальной реформы и т.д.
Безусловно, судьбоносные события новейшей истории, у истоков которых стоял депутатский корпус республики. Декларация о государственном суверенитете, референдум 1992 года и принятая на его основе татарстанская Конституция, Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти, — стали важной политической основой формирования особой атмосферы доверия, взаимопонимания и толерантности в регионе, способствовали возникновению своего рода татарстанской модели межнационального мира и поликонфессионального согласия.
За все эти годы не было создано ни одного прецедента ущемления прав татарстанцев по национальному или религиозному признаку. Реализация национальной политики остается для нас одним из важнейших государственных приоритетов. Большая работа проводится в этом направлении профильными властными структурами, институтами гражданского общества, прежде всего, Ассамблеей народов Татарстана, объединяющей свыше 80 национально-культурных общественных организаций республики.
Представители национальных диаспор, входящих в Ассамблею, активно участвуют в процессе гармонизации межэтнических отношений и консолидации татар-станского общества, сохранении и развитии богатейшего культурно-исторического и духовного наследия народов республики, вносят весомый вклад в поступательное социально-экономическое развитие современного Татарстана.
экономического и общественно-политического развития: мягко «входила» в рынок, осмотрительно решала вопросы приватизации государственного имущества, взвешенно подходила к реализации муниципальной реформы и т.д.
За все эти годы не было создано ни одного прецедента ущемления прав татарстанцев по национальному или религиозному признаку. Реализация национальной политики остается для нас одним из важнейших государственных приоритетов. Большая работа проводится в этом направлении профильными властными структурами, институтами гражданского общества, прежде всего, Ассамблеей народов Татарстана, объединяющей свыше 80 национально-культурных общественных организаций республики.
Представители национальных диаспор, входящих в Ассамблею, активно участвуют в процессе гармонизации межэтнических отношений и консолидации татарстанского общества, сохранении и развитии богатейшего культурно-исторического и духовного наследия народов республики, вносят весомый вклад в поступательное социально-экономическое развитие современного Татарстана. Огромная законотворческая работа, проделанная татарстанским парламентом, позволила в короткий срок, по сути, заново сконструировать новую политико-правовую систему нашей республики. К числу главных итогов прошедших десятилетий следует отнести формирование адекватного потребностям времени дееспособного института представительной власти, создавшего базовый массив республиканского законодательства, запустившего системный анализ большого пласта правоприменительной практики.
Именно Государственному Совету Республики Татарстан была предопределена историческая миссия взрастить «зерна» демократии, посеянные его предшественником — Верховным Советом: реализовать потенциал, заложенный в Договорах между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, вместе с Президентом и правительством последовательно работать над упрочением политической, экономической и социальной стабильности, сохранением межнационального мира и гражданского согласия.
Прочный политический фундамент, заложенный решениями татарстанского парламента, позволяет ставить новые масштабные задачи. Это, прежде всего, построение демократического, правового, социального государства с высокими стандартами качества жизни, опирающегося на гражданское общество и динамично развивающуюся инновационную экономику с многочисленным средним классом.
Реагируя на актуальные вызовы времени, Государственный Совет Татарстана, ставит перед собой перспективную цель — вывести республику на траекторию устойчивого экономического роста, основанного на использовании новейших технологий и накопленного научно-технического потенциала, в т.ч. в части разумного и конкурентоспособного импортозамещения. Большой пласт задач связан с необходимостью укрепления принципов бюджетного федерализма, обеспечения подлинной экономической самостоятельности муниципалитетов. Совместно с федеральными законодателями будет продолжена работа по совершенствованию распределения полномочий, а также ресурсов для их исполнения. В указанном аспекте чрезвычайно актуальным представляется формирование более благоприятной правовой и институциональной среды для ведения бизнеса в Татарстане, в т.ч. малого и среднего предпринимательства. Приоритеты здесь — дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности региона, реализация инновационных проектов, создание новых производств и дополнительных высокотехнологичных рабочих мест.
Современный этап развития татарстанской государственности, несмотря на новые острые внешние и внутренние вызовы, характеризуется высокой консолидацией общества и мощным подъемом патриотизма, в основе которого чувство гордости за нашу многонациональную Родину. Эффективная работа институтов народовластия, ответственная и взвешенная позиция, которую они занимают, во многом определяют настоящее и будущее Татарстана и Российской Федерации в целом.
В народе говорят: «Крепкий фундамент — надежный дом». В республике заложены прочные политические и законодательные основы превращения Татарстана в регион опережающего развития, территорию больших амбиций и далеко идущих планов. Наша общая задача — максимально реализовать накопленный потенциал роста, продолжить динамичное движение вперед по пути прогресса.
Источник: ПАРЛАМЕНТ ТАТАРСТАНА: его лидеры в зеркале истории. Историко-публицистические материалы и очерки о парламенте Татарстана и его руководителях. (Издание второе доработанное). — Казань: «Идел-Пресс», 2015. — с.с.4-32
Примечание: Файзуллина Г.Г. Представителя ИД «Право и государство -пресс» по РБ и РТ , к.ю.н, доцент, член редколлегии Евразийского юридического журнала, заслуженный юрист РБ: В мировой и отечественной СМИ в эти дни широко было освещено, что в преддверии предстоящих выборов Президента Республики Татарстан и депутатов местных органов в г Казани 30 мая т.г. прошло торжественное собрание депутатов различных созывов законодательной власти Татарстана с участием гостей из федерального центра и отдельных зарубежных стран, посвященное 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана. Это событие является знаковым не только для республики, но целом для федерального центра, неукоснительно придерживающего принципу федерализма в новейшей истории Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко в своей поздравительной речи в адрес многонационального народа Татарстана особо подчеркнула экономические успехи республики: «Говоря о современном Татарстане, мы всегда четко осознаем, что это регион опережающего развития. Республика неизменно входит в число регионов-лидеров современной России. В 2014 году она в пятый раз подряд подтвердила это лидерство. Заняла первое место по уровню развития экономики третье – по развитию социальной сферы. Всем особенно импонирует направленность вашей креативной экономической политики на реальный сектор»- заявила оратор.