Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Старость в радость?

Старость в радость?

admin 01.10.2015

(1 октября 2015) Как относятся к старшим народы России? Несколько исторических фактов и традиций вспомнили учёные и этнографы в Международный День пожилых людей.

Уважение к старшим – неотъемлемая часть традиции каждого из народов России. В современном обществе эта норма, казалось бы, трансформировалась в социальную ответственность. Однако одиноких, беспомощных пожилых людей в наше время становится всё больше.

Бытие, как известно, определяет сознание. Вот и на судьбу бабушек и дедушек сильно влияют бытовые условия: достаток или недостаток продовольствия, наличие либо отсутствие достаточного жизненного пространства. Ладно бы только в древности действовали эти первобытные законы, но ведь и сегодня банальная нехватка квартирных метров иногда приводит к тому, что пенсионера, слабейшего члена семьи, выгоняют из дома!

Не до жиру, быть бы живу 

В Сибири ещё 50–70 лет назад термин «старик» применялся к людям, достигшим 45–50‑летнего возраста. Если крестьянин женил старшего сына, то уже сам себя считал дедом и перебирался вместе с бабулей в отдельное помещение. Впрочем, это не мешало им родить потом ещё двоих-троих, а то и больше детей. Хотя в некоторых районах нашей страны половая жизнь после пятидесяти не поощрялась и даже считалась грехом. В русских деревнях пожилые традиционно приравнивались к детям – «старый, что малый». Они донашивали одежду с чужого плеча, не имели права на новое платье в праздники, мужчины ходили часто не в штанах, а в подштанниках и не подпоясывались.

Если про совершеннолетие говорили «войти в года», то про преклонный возраст – «вышел из лет». А ещё существовало выражение «чужой век заедает», означавшее, что человек несправедливо пользуется и так малочисленными благами семьи. Но, с другой стороны, именно старикам приписывались особые сакральные и магические знания, дающие способность взаимодействовать с потусторонними силами. Отсюда почитание старцев и знахарей, которые редко были людьми молодыми.

Если в городе напоминание пожилому человеку о грядущей смерти считается в высшей степени бестактным, то в деревне до сих пор беседы о скорой кончине, пошив «смерётной одежды», изготовление гроба впрок – неотъемлемая часть жизни. К переходу в мир иной традиционно было принято готовиться основательно и заранее.

Честные мужчины

Особое почтение преклонному возрасту оказывали казаки. В положении «Об общем управлении станиц казачьих войск» сказано: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки уделяли должное внимание и уважение старшим». Пенсионеры не занимали официальных должностей в структуре народного самоуправления, но играли важную роль в формировании общественного мнения и могли оказывать влияние на решения, принимаемые станичным сбором.

А на Кавказе и сегодня практически в каждом селе существует Совет старейшин, в который входят самые авторитетные жители, выбираемые на специальном собрании всеми взрослыми мужчинами аула. Такой совет контролирует повседневные вопросы – от обустройства дорог и срока начала полевых работ до разбора мелких правонарушений и разрешения семейных конфликтов. У рутульцев, населяющих высокогорную часть южного Дагестана, основной критерий выбора старейшин – безупречная репутация, их называют «марц арамтал», что в переводе означает «честные мужчины».

Чеченцы для своих аксакалов привозят издалека особые камни, обрабатывают их вручную и устанавливают на площади. Сесть на такое место постороннему – значит продемонстрировать высшую степень невежества.

Уйти, чтобы вернуться

Казак Борис Кузнецкий, в 1756 г. побывавший в плену у чукчей, рассказывал, что народ жил тогда стойбищами, а во главе каждого стоял вождь – умилык, сильнейший мужчина племени. Однако важные решения, например, о заключении мира или начале войны с соседями, он не принимал без совета с самыми старшими членами общины. Впрочем, до преклонного возраста чукчи доживали редко. Став неспособным к самостоятельному промыслу, пожилой или больной член семьи просил ближайших родственников лишить его жизни. Принявший добровольную смерть, подобно павшему в битве воину, попадал в верхний мир, а скончавшийся от недуга – в нижний. Чукчи свято верили – душа бессмертна, и если родственник умер правильно, то он вскоре вернётся в семью в обличье новорождённого.

Поможем чем можем

В наше время своеобразным показателем истинного отношения к старости у разных народов можно считать, наверное, количество домов престарелых. В целом в России их сейчас более 250. Большинство из них расположено в центральных районах страны, на территории традиционного проживания русских. А вот, например, в Республике Алтай есть только одно подобное заведение.

Но и в Центральной России появились общественные инициативы, которые возрождают традиции доброго отношения к пожилым людям, причём вне зависимости от их национальности. Рассказывает Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость»:

– Мы регулярно навещаем бабушек и дедушек в домах престарелых Москвы и Подмосковья. Организовываем им досуг, привозим подарки, находим «внуков по переписке», делаем ремонт. Сложно сказать, почему пожилой человек вдруг оказывается на попечении государства. У каждого своя трагическая история. И, поверьте, нет ничего более приятного, чем хоть немного скрасить серые будни брошенных людей. Когда на меня нападает хандра, вспоминаю о том, что где-то есть бабушка, которая ждёт и всегда искренне радуется моему приезду, и настроение резко повышается.

Чувствовать себя кому-то нужным – самое главное для ощущения полноценности бытия. Сохраняя традиции уважения к старшим, мы заботимся о будущем. Как собственном, так и всего нашего многонационального народа в целом.

Источник: НацАкцент















Дни рождения

10 мая
Вячеслав Никифоров
16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57