(24 января 2021) Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана в рубрике «Киновыходной» продолжает знакомить с произведениями национального кинематографа. Сегодня предлагаем посетить Ингушетию, «страну башен». В фильме «Сайти — сын Зоули» зритель сможет насладиться прекрасными видами, искренней игрой актеров и познакомиться ближе с историей этого народа.
Название: «Сайти – сын Зоули»
Год производства: 2019
Страна: Россия
Жанр: Драма, короткометражное кино.
Режиссер: Амур Амерханов
Продюсер: Анна Арутюнова
Оператор: Александр Родин
Премьера в Росcии: 15 июля 2020
Время: 33 минуты
В главных ролях: Дугархан Кодзоева, Магомед Зурабов, Алексей Вакулов
Возрастное ограничение: 12+
Фестивали: – Фестиваль «Телемания», Россия, 2018 — Гран-при в номинации «Лучший сценарий»; Международный фестиваль ВГИК, Россия, 2018 — Приз зрительских симпатий, Приз за лучшую мужскую роль, Приз за организацию кинопроцесса, Специальный приз от Гильдии кинооператоров России им. В. Юсова История, Война, Семья.
Аннотация
В замкнутом пространстве горской хижины, где заперты непреодолимыми условиями три человека — каждый со своей задачей и целью, и вокруг дома, где стоят в окружении солдаты Российской царской армии, персонажи принимают тяжелые решения, которые навсегда изменяют ход событий и жизнь каждого из участников этой истории.
О фильме
«Сайти – сын Зоули» — первый за очень долгий период, ингушский фильм. Этим, во многом, объясняется то, что кинотеатры в дни показа были переполнены. Жители соскучились по национальному кинематографу, и фильм был более чем долгожданным.
В исторической короткометражке ингушское все: режиссер, актеры, язык, декорации, сюжетная основа. Еще зимой киноленту снимали в горном районе республики, а осенью она уже получила признание на международном студенческом фестивале ВГИКа, а также взял Приз Гильдии кинооператоров имени В.И. Юсова. Теперь создатели мечтают показать короткометражку в Каннах, но признаются, что главное для них жюри — это ингушский народ.
Сюжет
Действие фильма «Сайти — сын Зоули» происходит в Ингушетии в конце XIX — начале XX веков и укладывается ровно в одни сутки. Ночью абрек (горец-разбойник), спасаясь от преследующих его царских войск, стучится в дверь незнакомой сакли. Там его встречают мальчик Сайти и его мать-вдова. По традиции, гостя сразу зовут к столу, а после ужина оставляют на ночлег. Но среди ночи женщина будит Сайти и говорит, что в горце она узнала их «кровника» — человека, убившего ее мужа Зоули, а значит мальчик должен «вернуть кровь». Утром Сайти собирается осуществить возмездие, но история получает неожиданную развязку.
В фильме показан сложный временной период — время перепутья, подвешенного состояния после прихода царской власти и еще до появления коммунизма, как на Северном Кавказе, так и во всей России. Это бедственное положение народа, зажатого между режимами, но пытающегося самоопределиться, найти место под солнцем. Это фильм о простых людях, какой была их жизнь в те годы. Это не столько история об абреке, о лошадях, горах и ручейках, сколько рассказ о сострадании. Мальчик Сайти идет этим путем, хотя он потерял отца и его враг-кровник перед ним, в его доме. Сам абрек, все персонажи на протяжении фильма внутренне меняются.
А еще это — фильм о взрослении: как мальчик становится мужчиной посредством своего выбора. Изначально режиссер задумывал фильм, как дипломную работу. Но формат не подходил и Амерханов просто бросил вызов самому себе.
Фильм станет частью трилогии об истории ингушского народа и будет сопровождаться субтитрами на английском, итальянском и французском языках.
Вторая часть трилогии будет посвящена событиям середины XХ века, в том числе депортации в Казахстан и Среднюю Азию. Третья часть — о конце XХ века. Все части объединит одна мысль — развитие народа возможно только благодаря сплоченности и взаимопониманию.
О съемках
У ингушей есть традиция — белхи (взаимопомощь), и вся работа над фильмом была ее воплощением. Очень много простых людей отозвалось. Хозяева дома предоставили сарай, который съемочная группа превратили в горскую саклю. Всадники в фильме — русские ребята из военной части, оторвавшиеся от своих дел и приехавшие, чтобы сыграть роль. Владелец частного музея Ахмед Мальсагов передал на съемки все свои экспонаты: ковры — истинги, сабли, мечи, утварь различную. В общем, это настоящее народное кино. Часть денег на съемки тоже собирали через краудфандинговые платформы. Большую часть пожертвовал Муса Келигов, ингушский предприниматель и меценат.
Съемочная группа объездила всю горную Ингушетию, чтобы найти нужную локацию. Выбор пал на селение Ляжги. До начала съемок в Ляжги режиссер и его команда поработали там физически: перекопали кучу дерна, накрыли все современные постройки, «скосили» холм ради одного кадра, чтобы проложить рельсы для камеры.
С подбором актеров на главные роли вообще не возникло сложностей. Кастинг проводили только на роль Сайти. На прослушивание пришло примерно 25 человек. Режиссер просто задал всем претендентам один вопрос: «Когда ты последний раз дрался?» Многих он ввел в смятение. И только Алисхан Ганижев ответил: «Вчера». Именно он и сыграл Сайти в фильме.
Сейчас Алисхан — обладатель приза «За главную мужскую роль», который ему присудило жюри кинофестиваля во ВГИКе. Магомед Зурабов, исполнивший роль абрека, не просто артист, но и бывший афганец, служил в десантно-штурмовой бригаде. Там потерял глаз. Мать Сайти, в роли которой Дугурхан Кодзоева — профессиональная актриса, работала в Чечено-Ингушском государственном театре, на местном телевидении. Человек с большим театральным опытом.
Сложности постигли съемочную группу и во время съемок. За месяц подготовки в Ингушетии не выпало ни снежинки, и два первых дня были отсняты в сухую погоду.
Лейтмотивом фильма идет национальный инструмент — дахчан-пандар. Он придал фильму необычное звучание. Использовать этномузыку было отличной идеей, и это придало глубокий характер кинокартине. Музыка хорошо ложится на образ абрека он такой старый, изможденный, чьи уже устарелые идеалы давным-давно никому не нужны. Но он свято следует им, как Дон Кихот сегодняшних дней.
Создатели фильма особенно переживали за реакцию именно ингушского народа. Как рассказывал сам режиссер фильма:
«Ингуши — это очень важное жюри, потому что фильм о них. Они должны его посмотреть, откликнуться на него. Судя по московскому показу, для всей нашей команды было большой удачей, что люди выходили на эмоциях, женщины вытирали слезы, значит, мы их зацепили».
Кинолента рекомендована к просмотру подрастающему поколению. Основная идея здесь — становление мужчины через сложный моральный выбор. Противостояние самобытности и древнего аутентичного закона машине империи, безликому и кровожадному усреднению. Философский рассказ о высшем мериле чести, которая не имеет наций и религий.
Информационный центр ДДнТ