Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • «Татарин — не тот, у кого предки татары, а тот, у кого внуки татары»

«Татарин — не тот, у кого предки татары, а тот, у кого внуки татары»

admin 14.02.2015

(14 февраля 2015) Председатель президиума Региональной национально-культурной автономии татар Москвы Фарит Фарисов  — автор документального фильма в интервью  раскрыл тайны московских татар.

— Недавно в Москве презентовали документальный  фильм «Тайны татар Москвы». В нем, например, говорится, что сын хана Батыя был крещён, и обменялся крестами с Александром Невским, став, таким образом, великому князю братом. Картина повествует, что фамилии Тютчев, Аракчеев, Кутузов, Суворов, Карамзин, Апраксин, Шереметев, Аксаков и даже Годунов имеют татарские корни, а  родственники Минина и Пожарского были татары. А район Крылатское в Москве раньше, оказывается, и вовсе был Татаровым. Фильм уже показали на Международном фестивале мусульманского кино в Казани, где он, по словам автора, имел успех.  Почему у фильма такой эпиграф: «Татарин – это не тот, у кого предки татары, татарин – это тот, у кого внуки татары»?

 — Это посыл на самом деле не только  татарам. Это посыл россиянам. Россиянин — не тот, у кого предки россияне, а россиянин — тот,  у кого внуки россияне. Мы должны быть вместе. Я, например, как татарин, не  представляю себе, что мы будем жить порознь с русскими. Для меня терминология «терпение, толерантность» не подходит.  Я не собираюсь терпеть русских.  Я их люблю.

А эпиграф такой, чтобы каждого татарина, каждого зрителя зацепило. Многие сомневаются в том, возможно ли сосуществование наций без ассимиляции, без растворения одной нации в другой. Я хочу ответить на этот вопрос в своем следующем фильме. Татары, к сожалению, с бешеной скоростью ассимилируются, а должны — интегрироваться с сохранением своей культуры. Они должны оставаться этническими татарами. Например, у нас есть крещаны (кряшены) – это цвет нации, их очень мало. У многих ошибочное мнение, что крещёные татары появились после покорения Иваном Грозным Казанского ханства. Это не так. Они появились задолго до 922 года, когда Волжская Булгария стала официально мусульманским государством.

— В фильме говорится, что некоторые татары крестили своих детей. Это были предки современных кряшен?

— Да. Нужно их знать. Мне так повезло: у нас рядом жили и евреи, и крещаны, и татары, и украинцы и русские. Мы не видели никогда между собой никакой разницы. У крещан чистейший татарский язык! В современном татарском языке довольно много заимствований из арабского и персидского языков, а крещаны сохранили тюркские аналоги этих слов. Подробнее об этом будут вторая и третья части фильма.

— Почему не ограничились одним документальным фильмом, а решили снять целый цикл?

— Я автор исторических книг. Потом начал писать прозу и рассказы. Эти произведения рассчитаны на молодежную аудиторию и направлены против феномена «смертников». Мы постоянно ищем нестандартные формы подачи, хотим заинтересовать аудиторию. Следующий формат решили назвать «Тринадцать».  Там тринадцать глубоких стихов с видеорядом. Фильм сделан как  «документальный экшн».  Он задуман коротким, чтобы посмотрев его, зритель остался чуть-чуть голодным.

— Фильм «Тайны татар Москвы» адресован, по вашим словам, не только татарам, но и русским. Но ведь в нем звучат фразы на татарском языке, а значит, люди другой национальности их не поймут.

— Там на татарском есть только стихотворение Габдуллы Тукая. Эту песню на народную мелодию каждый должен знать с детства.В России от 7 до 10 % населения знают эту песню. Любой  из русских в Татарстане знает «И туган тел, и матур тел»,  хотя бы  первый куплет из нее. Потому что он знает, что это гимн татар. Ведь Габдулла Тукай – это наш Пушкин. И в этом ничего такого нет – посмотрите, как я великолепно разговариваю на русском языке, знаю русскую литературу. Мы должны друг друга знать. Своим фильмом я показываю: ни один человек в России не сумеет доказать, что он любит Россию больше, чем я. Камчатка – это моя страна, Калининград – это моя страна, Кавказ – это моя страна. Я ее защищал лично, защищаю и буду защищать. Поэтому мой родной язык  должен быть так же важен и для русского населения.

— Некоторые журналисты и критики назвали фильм «спорным». Что, по вашему мнению, вызвало такую оценку?

— Любому могу доказать, что ни одного момента спорного нет. Суть фильма  – русская и татарская нации неразделимы. В чем спорность, объясните мне, пожалуйста?

— Думаю, сомневаются в правдивости приведенных фактов. В фильме говорится: тот был татарин, здесь был татарин, это пошло от татар. На какие источники Вы опирались?

 — Я ничего от себя не придумал. У меня есть ссылки на все источники в конце фильма.  Самый главный источник – Эдуард Паркер. Ещё Лев Гумилев, Ключевский, а также современный историк Фоменко. У него правда есть спорные моменты. Людей информация шокирует от незнания.

Знаете, в  1976 году меня выгнали с урока истории. Учитель, рассказывая про средневековую историю, сравнила татаро-монгольское иго с фашизмом. Я встал, и сказал учителю: «Я не хочу этого слышать». После этого пришлось сдавать историю два года экстерном. Я еще тогда, будучи  мальчишкой, сказал, что докажу когда-нибудь людям, что подобное утверждение несправедливо. Но жизнь полна сюрпризов. Например, в 2000 году Президент Владимир Путин сказал, что нет диаспоры татарской в России. Есть вторая государствообразующая нация. Вот и в учебниках истории больше не пишут про «татаро-монгольское иго», а рассказывают про  зависимость русских князей от Золотой Орды. У нас произошло взаимопроникновение. Какое иго и какой фашизм? Ведь князь оставался князем, русский язык — русским, вероисповедание — христианским!

— Каковы Ваши ближайшие творческие планы?

— Мне хотелось бы доснять две серии документального проекта и проект «Тринадцать», о котором я уже упоминал. А вообще следующий год у меня литературный: скоро выходит книга — ответ многим мусульманам на ошибочное мнение, что арабский мир является истиной в последней инстанции.

— Это всё — на ближайший год?!

— Если за год сделаем хотя бы 80%, это будет хорошо!

Продолжить чтение

Назад: О любви на разных языках
Далее: Корейцы Казани встретили Новый год














Дни рождения

11 июля
Данил Мустафин
13 июля
Ирада Аюпова
15 июля
Фируза Габдрахманова
20 июля
Арсен Савва
23 июля
Сергей Новиков
23 июля
Алхамсс Ясер Шафик
4 августа
Юлия Абдреева
4 августа
Теа Пертая
4 августа
Ольга Купоросова
4 августа
Фикрат Бакиров
banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57