(14 февраля 2015) Председатель президиума Региональной национально-культурной автономии татар Москвы Фарит Фарисов — автор документального фильма в интервью раскрыл тайны московских татар.
— Недавно в Москве презентовали документальный фильм «Тайны татар Москвы». В нем, например, говорится, что сын хана Батыя был крещён, и обменялся крестами с Александром Невским, став, таким образом, великому князю братом. Картина повествует, что фамилии Тютчев, Аракчеев, Кутузов, Суворов, Карамзин, Апраксин, Шереметев, Аксаков и даже Годунов имеют татарские корни, а родственники Минина и Пожарского были татары. А район Крылатское в Москве раньше, оказывается, и вовсе был Татаровым. Фильм уже показали на Международном фестивале мусульманского кино в Казани, где он, по словам автора, имел успех. Почему у фильма такой эпиграф: «Татарин – это не тот, у кого предки татары, татарин – это тот, у кого внуки татары»?
— Это посыл на самом деле не только татарам. Это посыл россиянам. Россиянин — не тот, у кого предки россияне, а россиянин — тот, у кого внуки россияне. Мы должны быть вместе. Я, например, как татарин, не представляю себе, что мы будем жить порознь с русскими. Для меня терминология «терпение, толерантность» не подходит. Я не собираюсь терпеть русских. Я их люблю.
А эпиграф такой, чтобы каждого татарина, каждого зрителя зацепило. Многие сомневаются в том, возможно ли сосуществование наций без ассимиляции, без растворения одной нации в другой. Я хочу ответить на этот вопрос в своем следующем фильме. Татары, к сожалению, с бешеной скоростью ассимилируются, а должны — интегрироваться с сохранением своей культуры. Они должны оставаться этническими татарами. Например, у нас есть крещаны (кряшены) – это цвет нации, их очень мало. У многих ошибочное мнение, что крещёные татары появились после покорения Иваном Грозным Казанского ханства. Это не так. Они появились задолго до 922 года, когда Волжская Булгария стала официально мусульманским государством.
— В фильме говорится, что некоторые татары крестили своих детей. Это были предки современных кряшен?
— Да. Нужно их знать. Мне так повезло: у нас рядом жили и евреи, и крещаны, и татары, и украинцы и русские. Мы не видели никогда между собой никакой разницы. У крещан чистейший татарский язык! В современном татарском языке довольно много заимствований из арабского и персидского языков, а крещаны сохранили тюркские аналоги этих слов. Подробнее об этом будут вторая и третья части фильма.
— Почему не ограничились одним документальным фильмом, а решили снять целый цикл?
— Я автор исторических книг. Потом начал писать прозу и рассказы. Эти произведения рассчитаны на молодежную аудиторию и направлены против феномена «смертников». Мы постоянно ищем нестандартные формы подачи, хотим заинтересовать аудиторию. Следующий формат решили назвать «Тринадцать». Там тринадцать глубоких стихов с видеорядом. Фильм сделан как «документальный экшн». Он задуман коротким, чтобы посмотрев его, зритель остался чуть-чуть голодным.
— Фильм «Тайны татар Москвы» адресован, по вашим словам, не только татарам, но и русским. Но ведь в нем звучат фразы на татарском языке, а значит, люди другой национальности их не поймут.
— Там на татарском есть только стихотворение Габдуллы Тукая. Эту песню на народную мелодию каждый должен знать с детства.В России от 7 до 10 % населения знают эту песню. Любой из русских в Татарстане знает «И туган тел, и матур тел», хотя бы первый куплет из нее. Потому что он знает, что это гимн татар. Ведь Габдулла Тукай – это наш Пушкин. И в этом ничего такого нет – посмотрите, как я великолепно разговариваю на русском языке, знаю русскую литературу. Мы должны друг друга знать. Своим фильмом я показываю: ни один человек в России не сумеет доказать, что он любит Россию больше, чем я. Камчатка – это моя страна, Калининград – это моя страна, Кавказ – это моя страна. Я ее защищал лично, защищаю и буду защищать. Поэтому мой родной язык должен быть так же важен и для русского населения.
— Некоторые журналисты и критики назвали фильм «спорным». Что, по вашему мнению, вызвало такую оценку?
— Любому могу доказать, что ни одного момента спорного нет. Суть фильма – русская и татарская нации неразделимы. В чем спорность, объясните мне, пожалуйста?
— Думаю, сомневаются в правдивости приведенных фактов. В фильме говорится: тот был татарин, здесь был татарин, это пошло от татар. На какие источники Вы опирались?
— Я ничего от себя не придумал. У меня есть ссылки на все источники в конце фильма. Самый главный источник – Эдуард Паркер. Ещё Лев Гумилев, Ключевский, а также современный историк Фоменко. У него правда есть спорные моменты. Людей информация шокирует от незнания.
Знаете, в 1976 году меня выгнали с урока истории. Учитель, рассказывая про средневековую историю, сравнила татаро-монгольское иго с фашизмом. Я встал, и сказал учителю: «Я не хочу этого слышать». После этого пришлось сдавать историю два года экстерном. Я еще тогда, будучи мальчишкой, сказал, что докажу когда-нибудь людям, что подобное утверждение несправедливо. Но жизнь полна сюрпризов. Например, в 2000 году Президент Владимир Путин сказал, что нет диаспоры татарской в России. Есть вторая государствообразующая нация. Вот и в учебниках истории больше не пишут про «татаро-монгольское иго», а рассказывают про зависимость русских князей от Золотой Орды. У нас произошло взаимопроникновение. Какое иго и какой фашизм? Ведь князь оставался князем, русский язык — русским, вероисповедание — христианским!
— Каковы Ваши ближайшие творческие планы?
— Мне хотелось бы доснять две серии документального проекта и проект «Тринадцать», о котором я уже упоминал. А вообще следующий год у меня литературный: скоро выходит книга — ответ многим мусульманам на ошибочное мнение, что арабский мир является истиной в последней инстанции.
— Это всё — на ближайший год?!
— Если за год сделаем хотя бы 80%, это будет хорошо!