(6 ноября 2015) Конституция Республики Татарстан является одной из старейших из входящих в современную в конституционную систему Российской Федерации. День конституции отмечается 6 ноября.
Мы представляем статью Председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку Шакира Ягудина: «Конституция Республики Татарстан и развитие российского федерализма»
Конституция Республики Татарстан, 23-летие со дня принятия которой отмечается в эти дни, является одной из старейших из входящих в современную в конституционную систему Российской Федерации.
Этот факт имел важное значение для федералистской ориентации России. Несмотря на то, что федеративное государственное устройство России является предметом федерального ведения, Конституция Республики Татарстан, как говорится в ее преамбуле, создает условия для сохранения исторически сложившегося единства народов Российской Федерации на принципах федерализма.
Вся деятельность органов государственной власти Республики Татарстан направлена не только на сохранение, но и на развитие российского федерализма, ибо с ним связаны судьбы, как многонационального народа Татарстана, так и татарского народа, избравшего республику формой своего национального самоопределения. Федерализм — это судьба, стратегический путь развития много народной и многонациональной России.
Федерализм является основой конституционного строя Российской Федерации и в этом качестве он пронизывает организацию и деятельность органов всех ветвей государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Он также должен быть прописан законодательно в качестве одного из принципов их организации и деятельности.
В статье 5 Конституции Российской Федерации установлены принципы федеративного устройства Российской Федерации. Оно основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. На реализацию этих принципов, как отмечалось выше, нацелены Конституция Республики Татарстан, деятельность органов государственной власти республики.
В частности, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и ее субъектами является одним из коренных принципов федеративного устройства России. Еще в Декларации о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики от 30 августа 1990 года провозглашалась необходимость строительства договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. Татарстан не подписал Федеративный договор от 31 марта 1992 года. Положения Декларации были включены в текст Конституции Республики Татарстан.
В ходе разработки и принятия Конституции Российской Федерации положение части 3 статьи 1 Конституции Российской Федерации о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и с учетом актов, принятых Республикой Татарстан, было дополнено словами «иных договоров».
В 2012 году исполнилось 5 лет с тех пор, как 26 июня 2007 года в г. Москве был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий жду органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (далее Договор), утвержденный Федеральным законом NQ 199-ФЗ от 24 июля 2007 года.
Договор в новых условиях продолжил традицию договорных взаимоотношений Российской Федерации и Республики Татарстан, заложенных еще первым подобным актом — Договором Российской Федерации и Республики Татарстан разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года, подписанного практически через два месяца после принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации.
Еще на заре нового российского федерализма Татарстан во главе с его первым Президентом Татарстана М.Ш. Шаймиевым последовательно проводил в жизнь классическую идею строительства российского федеративного государства снизу, когда его субъекты в соответствии с принципом субсидиарности передают федеральному центру общие для всех субъектов федерации полномочия, которые должны осуществляться на федеральном уровне — финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, строительство Вооруженных сил, вопросы войны и мира и т.д. Важным инструментом такого подхода в распределении полномочий наряду с Конституцией Российской Федерации являются договоры.
Сегодня российско-татарстанская договорная практика привносит в теорию, законодательство и практику российского федерализма новое, а именно: элементы договоренности сторон, обогащает их, поднимает российский федерализм на новую ступень развития. Поэтому реализация договора — задача и федеральная, и региональная.
Осваивать российско-татарстанский договор необходимо, как недра, вскрывая пласт за пластом его резервы. Прежде всего, нужна мощная теоретическая проработка конституционно-договорных аспектов российского федерализма, природы, статуса, потенциала договора и механизмов его реализации. Сегодня, к сожалению, мало кто берется за научную разработку этой тематики, считая ее неперспективной. Надо ломать такое предубеждение. А Татарстан, по определению, должен стать центром подобного рода исследований.
К сожалению, отдельными политиками и учеными договоры не воспринимаются и выдаются за подрыв единства и целостности, за развал России, за нарушение принципа равноправия субъектов Российской Федерации. Однако ни одному субъекту Российской Федерации согласно части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации «не заказан» путь договорного оформления взаимоотношений с федеральным центром.
Срок действия Договора 10 лет — до середины 2017 года. Еще в период его действия, в 2015 году, пройдут всенародные выборы Президента Республики Татарстан[1], о наименовании которого сегодня идет дискуссия, навязанная федеральным законом. Здесь необходимо подчеркнуть, что наименования субъектов федерации, их органов и должностных лиц есть исключительное ведение субъектов Российской Федерации. И федеральный центр не вправе был вторгаться в эту сферу и запрещать республикам именовать их высших должностных лиц президентами. Однако это уже сделано федеральным законом.
В Договоре имеется очень важное положение о том, что для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан в заявительном порядке.
В этой связи важно отметить два момента.
Первый. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом требования к пассивному избирательному праву граждан могут устанавливаться только федеральным законом. Указанные языковые требования федеральным избирательным законодательством не предусмотрены. Но поскольку договор утвержден федеральным законом, то проблема этим и снимается. Таким образом, в указанном контексте договор Татарстану необходим не только сегодня, но и в будущем. Поэтому и в 2017 году он должен быть пролонгирован. На это нам надо нацеливаться.
Второй момент. Необходим закон Республики Татарстан, определяющий предусмотренный договором порядок заявительного установления владения государственными языками Республики Татарстан. Поскольку аналога подобного закона в России нет, к его подготовке целесообразно приступать уже сейчас.
Договор достойно выдерживает испытание временем. Главное повседневно выявлять и реализовывать его потенциал с учетом научных рекомендаций, опыта зарубежных федераций и общепризнанных принципов и норм международного права.
Одной из отличительных особенностей Республики Татарстан является тот факт, что в пределах Республики Татарстан проживает лишь 25 процентов татарского этноса. Остальные 75 процентов расселены по субъектам Российской Федерации, по странам ближнего и дальнего зарубежья. Этот фактор является одним из определяющих в формировании статуса и полномочий Республики Татарстан.
Так, в статье 9 Конституции Республики Татарстан закреплено, что «органы государственной власти Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан», а в статье 14, что «Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан». В части 5 статьи 57 Конституции Республики Татарстан устанавливается, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, сохранение и развитие культуры татарского народа, национальных культур представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан».
Эти важные конституционные нормы развиваются в законах и иных нормативных правовых актах Республики Татарстан и нуждаются в повседневном организационном обеспечении органов государственной власти, местного самоуправления и общественных институтов в их реализации в жизнь.
Указом Президента Республики Татарстан от 3 июня 2008 года N2 УП-312 утверждена Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан, одним из важных направлений которой является работа с соотечественниками, решение их назревших проблем.
В соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан т 26 июня 2007 года Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии культуры и языка.
В многочисленных законах Республики Татарстан конституционные положения о работе с соотечественниками развиваются и детализируются. Так, в статье 32 Закона Республики Татарстан «О культуре» определяется, что Республика Татарстан устанавливает и развивает всесторонние культурные связи с организациями культуры соотечественников за пределами республики, сотрудничает с их землячествами, содействует созданию их культурных центров, проводит совместные культурные мероприятия.
В целях организации и совершенствования деятельности органов государственной власти Республики Татарстан с соотечественниками Указом Президента Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N2 УП-703 образован Координационный совет по делам соотечественников при Президенте Республики Татарстан, утверждено Положение о нем.
Важную роль во взаимодействии Республики Татарстан с соотечественниками, развитии ее федеративных и международных связей. в укреплении российского федерализма играют постоянные представительства Республики Татарстан. В соответствии с Законом Республики Татарстан «О представительствах Республики Татарстан» они создаются в целях реализации государственной политики республики во взаимоотношениях с Российской Федерацией и ее субъектами и всестороннего развития ее внешних связей, в том числе международных и внешнеэкономических.
Татарстан в настоящее время имеет развитую систему представительств. Всего их 24. Это наибольшее количество представительств среди субъектов Российской Федерации.
Наряду с представление м интересов республики, привлечением инвестиций, решением иных экономических и социально-культурных задач представительства участвуют в решении важной и специфической для Татарстана проблемы консолидации татарского этноса, три четверти которого, как отмечалось выше, проживает вне Татарстана. В этих целях представительства тесно взаимодействуют с действующими там татарскими диаспорами и наuионально-культурными автономиями.
Развитие государственности республики, как и в целом российской федеративной государственности, в настоящее время невозможно представить без соответствующих институтов гражданского общества. Так, в Республике Татарстан с 1992 года про водятся съезды народов Республики Татарстан, учреждена и действует Ассамблея народов Республики Татарстан, объединяющая работу 37 национально-культурных автономий в республике. Эффективно действует Общественная палата Республики Татарстан, Общественная молодежная палата при Государственном Совете Республики Татарстан, иные общественные объединения. Сегодня в Татарстане зарегистрировано более 2000 общественных организаций.
В современных условиях, когда федеральным законом не предусмотрено создание и функционирование региональных политических партий, в Татарстане с 1999 года создано и активно действует одно из самых многочисленных общественных объединений — Республиканское общественно-политическое движение «Татарстан — новый вею>, объединяющее в своих рядах свыше 11 О тысяч человек и выступающее во всех общественных и политических кампаниях в интересах народа Татарстана, совершенствования всех аспектов жизнедеятельности республики.
Важную роль в развитии татарского народа играют национальные институты гражданского общества. Так, в Татарстане с 1992 года успешно функционирует Всемирный конгресс татар, основными целями которого в соответствии с его уставом являются консолидация татарского народа и его общественных объединений, сохранение и развитие государственности Республики Татарстан, участие в разработке программ и механизма реализации культурно-национальной автономии татар в регионах их проживания, участие в исследовательской и миротворческой деятельности.
На территории Российской Федерации с 2007 года действует Федеральная национально-культурная автономия татар России, объединяющая работу национально-культурных автономий татар в 26 субъектах Российской Федерации.
При этом важно подчеркнуть, что национально-культурная автономия не является альтернативой национальной государственности. Тесное и заинтересованное взаимодействие Республики Татарстан с институтами гражданского общества, в том числе национальными, существенно обогащает многонациональную государственность республики и российский федерализм в целом, способствует их эффективному развитию.
Сегодня Республика Татарстан выступает центром консолидации татарского народа. Татарстанские делегации, руководители республики, будучи с визитами деловыми поездками в субъектах Российской Федерации, зарубежных странах непременно встречаются с татарскими диаспорами и их представителями.
Президент Республики Татарстана Р.Н. Минниханов перед республиканскими органами поставил задачу по укреплению связей с соотечественниками в торгово -экономических и гуманитарных сферах. Несмотря на весьма плотный и активный график в ходе визитов в зарубежные страны и регионы страны, Президент Татарстана считает обязательным проведение встреч с соотечественниками. По . итогам составляется конкретный перечень поручений.
Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. Государственными языками в Республике Татарстан, согласно ее Конституции, являются равноправные татарский и русский языки. В настоящее время в республике действуют Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», утвержденная законом Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, пучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков В Республике Татарстан на 2004-2013 годы», а на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан вносится проект закона Республики Татарстан «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан».
Язык — важная составляющая идентичности, самобытности и будущности любого народа. Не случайно в статье 68 Конституции Российской Федерации установлено, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на хранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». При этом необходимо иметь в виду и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его постановлении от 16.11.2004. № 16-П о том, что содержащееся в пункте 2 статьи 1 О Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан». пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образованию> нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, является не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем не все так просто в развитии статуса и государственности Татарстана на современном этапе. Со временем появляются новые вызовы, новые проблемы.
В последнее время усилились негативное отношение и нападки со стороны отдельных партий, политических деятелей, депутатов Государственной Думы на такие институты российского федерализма , как нации, народы, республики, договоры, а также на российский федерализм в целом.
Так, В.В. Жириновский считает, что не может быть республики в составе республики, что, пока существует статья 5 — Конституции Российской Федерации об основах и принципах федерализма страна — под угрозой расчленения и распада. Ему вторит лидер партии «Гражданская платформа» М. Прохоров, что разделение на национальные округа и республики нецелесообразно с экономической точки зрения, что есть необходимость упразднения национальных субъектов и переход к административно-территориальному делению России.
Сегодня уже и в юридической литературе появляются концепции, связанные с ликвидацией существующей государственности народов Российской Федерации, в частности республик, и последующим исчезновением самих народов, а также связанные с переходом от национально-территориального принципа федеративного устройства России к территориальному. Так формируются общественное мнение и социальные стереотипы, навязываемые обществу. Однако такие предложения явно противоречат Конституции Российской Федерации и, по сути, являются провокационными. Что касается национально-государственного строительства, то экономическая целесообразность — не самый главный критерий в федеративном строительстве.
Такие заявления, подхваченные СМИ, несут явную угрозу государственности республик, в том числе и Татарстана. Отголоски этих воззрений уже находят отражение в проекте формируемой на федеральном уровне новой Концепции национальной политики, в которой, в частности, речь идет об административно-территориальном устройстве России, а о республиках, их государственных языках не говорится ни слова.
Сказанное является, на мой взгляд, самым опасным вызовом, как для судеб татарской нации, так и других народов России на современном этапе. Утрата государственности республик — неминуемо приведет и к исчезновению многих народов, а возможно, и к распаду самой федерации. Поэтому очень важно формировать у политиков, чиновников и общественности подлинно федералистское сознание и конституционную федералистскую культуру.
Необходимо повсеместно наращивать взаимодействие Татарстана с национально- культурными автономиями татар, национальными диаспорами, оказывая им всемерную поддержку. Для этого важно развивать международные и горизонтальные внутрироссийские связи между регионами, повышая в этом роль представительств.
Татарстану необходимо усиливать взаимодействие с другими национальными республиками и субъектами Российской Федерации в отстаивании своих прав, против чрезмерной и избыточной централизации со стороны федерального центра, вторжения его в предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации (установление численного состава их парламентов, наименование высшего должностного лица республики и порядка их формирования и др.).
Наконец, необходимо развивать собственную Конституцию и законодательство, исходя из новых реалий, изменений в федеральном законодательстве, развития федеративных отношений. В этих целях было бы целесообразно разработать и принять Закон Республики Татарстан «О Конституционной комиссии Республики Татарстан», образовать и наладить работу исследовательского центра по проблемам развития государственности Татарстана, его Конституции и законодательства, как это имеет место в ряде субъектов Российской Федерации.
Примечание: Файзуллина Г.Г., Представителя ИД «Право и государство-пресс по РБ и РТ (Москва) член редколлегии Евразийского юридического журнала, к.ю.н., доцента Заслуженного юриста РБ:
ЯГУДИН Шакир Шахмедович , член партии «Единая Россия», член фракции «Единая Россия» в Государственном Совете Республики Татарстан. Председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку.
Образование – высшее, окончил Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина по специальности «Правоведение», кандидат юридических наук.
Заслуженный юрист Российской Федерации, Заслуженный юрист Республики Татарстан.
Источник: Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию со дня принятия Конституции Республики Татарстан, Казань, 2-3 ноября 2012 г. — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2013. – С.С.66-73
[1] Примечание к.ю.н., доцента Файзуллина Г. Г.: Выборы Президента РТ Минниханова Р.Н. и депутатов местных органов самоуправления в республике прошли в соответствии международного права, Конституции РФ и Конституции РТ.