Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • «Федеральная власть и законодательный ресурс этнокультурного развития»

«Федеральная власть и законодательный ресурс этнокультурного развития»

admin 11.12.2014

Статья директора Института этнологии и антропологии РАН, академика РАН Тишкова В.А.

Развитие и укрепление правовой системы государства создает предпосылки для укрепления нации как сообщества граждан, осознающих свое единство с государством, выступающим защитником прав человека, в том числе в этнокультурной сфере. Недоверие к государству в лице федеральной власти, напротив, создает предпосылки для дезинтеграции нации, когда более предпочтительными становятся региональные или этнические лояльности. В связи с принятой в России политикой поддержки этнических культур у части экспертов и политиков возникают опасения в том, что это может привести к ущемлению прав представителей каких-либо народов, в том числе русского, то есть к известной по опыту стран Запада позитивной дискриминации («дискриминации наоборот»). Поскольку российское общество по причинам распространения ксенофобии и антимиграционизма не готово к политике преференций представителям миноритарных сообществ или в какой-то мере считает это пройденным этапом советского варианта национальной по­литики, важно соблюдение равенства и справедливого представительства в вопросах доступа к власти и ресурсам граждан независимо от их национальной (этнической) принадлежности. Такой подход требует не только эффективного действия законов, но и практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных кампаний, чтобы снять такие опасения.

В вопросе утверждения общероссийской идентичности и патриотизма нельзя забывать исторический опыт ассимиляционных процессов и этнически избирательных репрессий, из-за которых идея многоэтничной российской нации может восприниматься как новое издание концепта «советского народа» или как скрытая форма нивелировки этнических культур в пользу доминирующего русского большинства. Одновременно не меньшие усилия требуются и для противодействия эт­ническому национализму шовинистического толка, когда российский проект представляется как препятствие установлению статуса этнических русских в качестве государствообразующей нации, то есть предоставле­нию особых прав одной этнической общности в ущерб остальным.

В условиях информационной открытости и растущей гражданской активности люди в некоторых полиэтничных странах (где этничности придается особое значение) остаются чувствительными к вопросу о том, кем является по национальности тот или иной адми­нистратор или политический лидер. К таким странам относится и Россия, хотя состав органов федеральной законодательной и исполнительной власти достаточно полно отражает полиэтничный характер российского общества. Учитывая наличие компонента этнического федерализма в форме республик и сложный состав населения большинства других регионов страны, а также крупных городов, этот вопрос представляется более важным на уровне власти в субъектах Федерации и в органах местного самоуправления.Предпринимавшиеся до этого попытки законодательно ввести квотное представительство не принесли позитивных результатов, за исключением некоторых районов Севера и Северного Кавказа (Дагестан). Этнические квоты как принцип формирования власти в полиэтничных обществах не были приняты и в Европе. Они не дали позитивных результатов и в тех странах, где использовались (например, в Пакистане и Ливане). Для России представляется более эффективным создание органов общественного территориального самоуправления или общественных советов при органах власти, в полномочия которых будут входить в том числе вопросы этнокультурного развития и состтав которых будет формироваться с учетом этничсско го состава населения региона. Этот  вопрос   целесообразнее   начать   решать на уровне субъектов Федерации, накопить соответствующую практику, а затем подумать о принятии профильных нормативных документов. В этом случае создается поле для действия так называемого местного пра­ва, сочетающего черты государственного и обычно-правового регулирования. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда возможно создание неофициальных правил поведения, которыми будут руководствоваться группы населения, причем не в узких клановых интере­сах, а для «правовых решений жизненных ситуаций»3. Для полиэтничного общества правовой плюрализм (сочетание централизованного и обычного права) яв­ляется приемлемой нормой. Признанное правовое раз­нообразие и есть то самое единое правовое простран­ство, которым озабочены многие юристы. Развитие разных форм автономии, в том числе эт-нотерриториальной, при всех ее плюсах и минусах создает возможность ощущать правовую обеспечен­ность групповой целостности и воспроизводства эт­нической культуры. Законодательные собрания и ис­полнительные органы власти полиэтничных регионов обычно являются более чувствительными к этнокуль­турным запросам населения. Деятельность органов власти субъектов Федерации показывает, что именно в этнокультурной сфере их полномочия и проекты мо­гут быть более эффективными, нежели федеральные. Поскольку этнокультурные интересы населения в зна­чительной степени касаются их повседневной жизни, одним из инструментов их регулирования является взаимодействие органов власти с этническими обще­ственными организациями. В этом вопросе государ­ственная правовая система России предлагает разные пути, как через общее законодательство о культ и языке, так и через целевую поддержку культур всех национальностей-отдоминирующей русской до культур малочисленных народов.

Задачи законодательного регулирования этнокультурного развития заключаются в создании гарантий для равноправного развития культур всех народов России, защите прав гражданина на удовлетворение его языковых и культурных потребностей. Для не­которых народов этнокультурное развитие тесно связано с доступом к ресурсам, с экологическими проблемами, с сохранением уникальных систем тра­диционного жизнеобеспечения, как, например, се­верное оленеводство. В этом случае культурная и этническая идентичности обретают экономические и общественно-политические параметры, а в ряде случаев — трансгосударственный характер. Нынешний аборигенный житель российского Севера может быть связан с собственной этнической группой, с местным или региональным сообществом, с государством и, наконец, с наднациональными образованиями типа Арктического совета и международных циркумполярных общественно-политических объединений для коренных малочисленных народов Севера. Такое положение характерно для современного развития аборигенных народов во всем мире, и Россия не является исключением. Более того, у России имеется позитивный опыт политики в отношении аборигенных малочисленных народов, которым она может поделиться.

Необходимо отметить, что государству и обществу часто не хватает гибкости в вопросах этнокультурного характера. Мифологизированный смысл некоторых этнических коалиций, возможно, требует и адекватной политической реакции в такой же мифопоэтической форме без необходимой институализации субъектов этнополитики. Длительные неудачи в попытках при­дать мифологизированному по своей сути казаческому движению в России государственно-бюрократический характер (вплоть до отдельного департамента в Адми­нистрации Президента РФ и специального федерально­го закона) подтверждают этот наш вывод. Иначе получа­ется, что, например, мифическое славянское единство и международные связи славянских народов всячески приветствуются, а в черкесских, финно-угорских или чукотско-эскимосских    международных    ассоциациях и связях зачастую видится только угроза националь­ной безопасности. По нашему мнению, развитие обще­ственных этнокультурных организаций по пути от­крытости и кроссэтнического взаимодействия может способствовать формированию общероссийского са­мосознания и в большей степени интегрировать государство и общество.

В Российской Федерации, помимо Конституции, есть целый ряд федеральных законов, которые обеспечива­ют правовые гарантии этнокультурного развития и са­моопределения в рамках общедемократических норм и гражданских прав. Обратим внимание на некоторые положения законодательства о культуре. Так, согласно статье 1 федерального закона «Основы законодатель­ства Российской Федерации о культуре», одной из задач данного законодательства является «создание право­вых гарантий для свободной культурной деятельности объединений  граждан,  народов  и  иных  этнических общностей Российской Федерации». Более подробно этот вопрос раскрывается в статье 6: Российская Федерация признает равное достоин ство культур, равные права и свободы в области культу­ры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посред­ством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры».

Специальные статьи посвящены правам и свободам народов и иных этнических общностей в области культуры. Среди этих прав отметим следующие:

«Право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту восстановле­ние и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания». При этом отмечается, что политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, прожи­вающих на данных территориях. Право на культурно-национальную автономию всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности». Здесь, к сожалению, повторяется уязвимый советский концепт «своей» и «не своей» государственности, якобы существующей в рамках одного согражданства, и этот концепт, конечно, требует устранения как из правовой мысли, так и из текстов законов. Тем не менее, важно, что культурно-национальная автономия означает право представителей этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посред­ством создания культурных центров, обществ и земля­честв. Этнокультурные центры, общества и землячества имеют право представлять в органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии этнической культуры, проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать охране исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев. Они могут создавать клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению этнического языка. В 1996 году был принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Согласно статье 1 этого закона, «национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее — национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относя­щих себя к определенной этнической общности, нахо­дящейся в ситуации национального меньшинства на со­ответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». В законе были сформулированы права НКА, которые включали право получать поддержку со стороны органов государствен­ной власти, необходимую для «сохранения националь­ной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры К сожалению, позднее обязательство по государ ственной поддержке НКА было устранено из текста закона. За пятнадцать лет деятельности НКА в стра­не было создано и действуют более 400 автономий разного уровня, в том числе 16 федеральных НКА. В России накоплен определенный опыт, который по зволяет оценить положительно введение экстерри­ториальной формы внутреннего самоопределения наряду (а не вместо) с формой этнотерриториаль-ного самоопределения в виде республик и автоном­ных округов. Этот опыт вполне соответствует опыту демократического устройства полиэтничных госу­дарств, который апробирован в других странах. Ана­лизируя этот опыт, мы приходим к выводу, что самой полной и эффективной формой самоопределения в сложных обществах является реализация права культурно отличительных групп и сообществ на участие как можно в более широком общественно-политическом процессе, то есть не кантонизация, не экстерриториальные этнические курии, не сецес-сия, а действенное участие во всех сторонах жизни государственного сообщества — вот что означает современную и самую демократичную форму самоопределения. lПока же этнополитика в России во многом носит верхушечный и патерналистский характер. По мне нию некоторых специалистов, действующий ныне в России закон о НКА «должен говорить не о контро­ле государства над этническими организациями, а о взаимодействии с ними и их поощрении к общественно необходимым видам деятельности»4. Тем не менее, принятием этого закона государство еще раз подчеркнуло протекционистский характер своей куль­турной политики. Об этом же свидетельствует статья 22 законодательства о культуре: «Российская Федерация гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер ззащиты  и стимулирования, предусмотренных федеральными  государственными  программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития».

     Важнейшую   роль  в утверждении   национального самосознания и в воспитании ответственного гражда­нина в современных государствах  продолжает играть система   образования,  хотя   роль  общей   культурно-информационной   среды  и  индивидуального   опыта человека   все  больше возрастает.   Современный  образовательный   стандарт  предусматривает   духовно-нравственное развитие И воспитание личности молодого   человека,   осознающего его  свою   принадлежность к гражданской нации и вместе с тем знающего этничес кие культуры, традиции народов России, прежде всего  своего народа и региона . Правовые гарантии такой политики были закреплены к Федеральном законе 1992  года «Об образовании», статья  2 которого среди принципов государственной политики в области образования называет в первую очередь гуманистический характер образования, при общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье… Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных тра­диций и особенностей в условиях многонационального государства». По этому закону граждане Российской Фе­дерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (статья 6).

На уровне федерального законодательства долгое время эти положения представлялись достаточными. Однако на уровне регионального нормотворчества в области образования возникли серьезные проблемы. В Республике Башкортостан, например, башкирский язык   (меньшинства   населения)   стал   обязательным школьным предметом для всех учащихся республики, что явно нарушало свободу выбора. Похожие ситуации предпочтительного статуса местных языков и языков меньшинств возникли и в некоторых других республи ках. Через «национально-региональный» компонент преподавались этноцентристские версии истории так называемых титульных наций. Российская молодежь получала недостаточные знания в области российской истории и русского языка, что ослабляло ее конкурентные возможности.

В конце 2007 и в 2009 г. были приняты поправки к закону об образовании, которые сделали региональ­ный компонент образования более подконтрольным федеральной власти, а также расширили возможности самих школ пользоваться вариативностью в выборе программ и предметов. В ответ на озабоченности местных этнических элит было подчеркнуто, что реформа в области образовательных стандартов создает боль­ше возможностей для учета этнокультурных запросов разных групп населения, проживающих в том числе и в республиках.

Несмотря на эти существенные коррективы, оста­ется нерешенной проблема поликультурного воспи­тания и образования в регионах со смешанным соста­вом населения и в стране в целом. В России, например, до сих пор нет школьных учебников, которые раскры­вали бы поликультурную природу российского наро­да и вклад в историю страны представителей разных национальностей. В стране как бы сталкиваются две крайние точки зрения на прошлое: старая, русскоцентристская и новая, этнонационалистическая версии, что вызывает напряженность и нетерпимость между учащимися разных национальностей.

В свое время ряд полиэтничных  стран, а также стра­ны Евросоюза провели ревизию версий национальной истории в пользу более инклюзивных и мультикультурных образцов, а также в пользу демонтирования обра­зов врага в лице других народов и государств. Проблема канона (стандарта) в области исторического образования стала частью глобальной повестки международно­го интеллектуального сообщества. Россия в настоящее время также предпринимает шаги по созданию более объективных и менее конфликтогенных версий про шлого, в том числе это делается на уровне двусторон них комиссий историков со странами бывшего СССР, Финляндией, Германией и Польшей. Это есть часть демократизации интеллектуального и образовательного пространства России и некоторых других стран.

Примечанние Файзуллина Г.Г. список научных  трудов  академика РАН Тишкова В.А. превышает 400 названий, из которых 20  монографий и около 40 коллективных трудов, подготовленных под  редакцией российского ученого. Его индекс научного цитирования и международный индекс Хирша (26) – самые высокие среди российских гуманитариев, а три монографии переведены на китайский язык и две изданы на английском языке в престижных западных издательствах.

[1] Тишков В.А. Федеральная власть и законодательный ресурс этнокультурного развития./ Российская нация и общественное развитие России в сов­ременных условиях: информ.-аналит. сб. по материалам засе­дания круглого стола, 21 сент. 2011 г., ГБУ «Московский дом на­циональностей»; [Под ред.: Н. П. Комарова, А.-Х.А. Султыгова, В.В. Тишкова, А.В. Федякина). — М.: ГБУ МДН, 2011. С.103-115

Метки: Национальный вопрос

Продолжить чтение

Назад: Студенты всех стран, объединяйтесь!
Далее: Дом Дружбы народов Татарстана собрал преподавателей родных языков














Дни рождения

21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
12 июня
Саид Сулиев
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57