(29 ноября 2008) Национально-культурная автономия марийцев г. Казани провела торжественные мероприятия, посвящённые этой дате. А также 120-летию классика марийской литературы, выпускника Казанской учительской семинарии С.Г.Чавайна.
В Доме Дружбы народов Татарстана состоялся «круглый стол» по теме мероприятия.
Республику Марий Эл представляла делегация в составе:
Юзыкайн Эрик Алексеевич — начальник отдела межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;
Дудина Зоя Михайловна — член Союза писателей Республики Марий Эл, журналист газеты «Марий Эл»;
Бушкова Надежда Ивановна — заведующая отделом национального краеведения Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна;
Чузаев Родион Иванович — декан факультета культуры и искусств Марийского государственного университета, кандидат исторических наук;
Федосеева Надежда Алексеевна — заведующая отделом литературы Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории;
Соболева Виктория Владимировна — заместитель директора Государственного архива аудио-визуальной документации;
Мухачев Юрий Николаевич — оператор Государственного архива аудио-визуальной документации;
Григорьев Геннадий — автор-исполнитель песен;
Григорьев Валерий Помбеевич — директор Республиканского центра марийской культуры;
Мочаев Валерий Александрович — заместитель председателя Всемарийского совета;
Матвеев Михаил Иванович — заместитель председателя Республиканского общественного движения «Марийский национальный конгресс»;
Курочкина Наталья — редактор «Марий Эл ТВ»
Для проведения «Круглого стола» членами делегации Республики Марий Эл были подготовлены 3 презентации:
— указатель прижизненных изданий произведений С.Г. Чавайна ;
— CD о С.Г. Чавайне;
— журнал «Марийский Мир — Марий Сандалык».
До «круглого стола» для марийской делегации была организована экскурсия по Казанскому Кремлю и другим историческим местам города.
Торжественные мероприятия закончились большой концертной программой артистов марийской филармонии в ДК имени Ленина.
Историческая справка
Пробуждение передовой части интеллигенции марийского народа началось на заре XX-го и столетия. Появились марийские просветители. Уже в марте 1917 года среди восточных мари были организованы «Марий ушем» (Марийские союзы). А в июле этого же года марийцы сумели созвать I съезд народа мари, который остался в истории с официальным названием «Всероссийский съезд мари». Он проходил с 15 по 25 июля 1917 года в г. Бирске (Башкортостан).
Вскоре, в феврале 1918 года, в Казани был организован второй съезд народа мари, но из-за неявки делегатов трех губерний, он не был правомочен назваться народным съездом и остался в истории как» национальный областной». Поэтому вторым съездом народа мари принято считать съезд, состоявшийся в Казани в июне 1918 года. Был принят устав центрального союза мари, избран его президиум. Важным вопросом, обсуждавшимся на Съезде, был статус местных Марийских Союзов и Центрального Марийского Союза. Демократически настроенная марийская интеллигенция предпочитала, чтобы национальное движение действовало в революционный период как независимая политическая сила. К сожалению, развитие событий приняло иной оборот. В уездах и волостях большевистские организации при поддержке присоединившихся к большевикам марийцев стали препятствовать деятельности Мари Ушемов, покуда те небыли распущены. К сожалению, этот съезд вместе с принятыми резолюциями, направленными на процветание народа, стал поводом для отстранения основных деятелей общественного движения, которые стояли у его истоков. После него большевистская диктатура стала ограничивать, вытеснять и преследовать национальные движения в стране.
Последующие съезды проходили уже в постсоветское время в Йошкар-Оле:III съезд народа мари — в октябре 1992 года, IV съезд народа мари – в октябре 1996 года, V Все марийский съезд — в июне 2000 года, VI внеочередной (чрезвычайный) съезд народа мари — в апреле 2002 года, VII все марийский съезд — в марте 2004 года и VIII – в апреле 2008 года.
Сергей Григорьевич Чавайн
(настоящая его фамилия Григорьев) родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.). Отец его – Григорий Михайлов – был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта – Татьяна Анисимовна – была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песне творцa и сказителя.
Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. Успешно окончив сельскую школу, Сергей Чавайн в 1904 году поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.
2 декабря 1905 года он написал стихотворение “Роща”, проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии. Вскоре молодой поэт написал другие стихотворения, насыщенные духом социального протеста, полные пафоса любви к родному народу (“Смело, друзья”, “Жена бедняка”, “Колыбельная”, “Весною в поле”, “Березка” и т. д.). Увлеченно переводил произведения русской мировой классики.
В 1908 году отдельным изданием вышел его сборник рассказов и стихотворных баллад “Из прошлого народа мари”, где автор отобразил события присоединения Марийского края к Русскому государству. В годы, предшествовавшие революции, Чавайн предстал перед марийскими читателями как страстный гуманист и неутомимый поборник просвещения, стойкий защитник угнетенных. Писателя, жившего свободолюбивыми, гуманистическими настроениями, начали преследовать царские власти. Желая избавиться от полицейского надзора, Чавайн в 1915 году уехал в Казахстан, к Аральскому морю. Там он стал работать учителем местной железнодорожной школы.
Октябрьскую революцию Сергей Чавайн встретил с большой радостью, ей он посвятил свои стихотворения-раздумья “Свободное утро”, “Время расцвета”. Он активно участвовал в общественной жизни Туркестанской Советской Республики, на территории которой оказался теперь город Аральск.
Осенью 1919 года Чавайн возвращается в родной край. Сначала он работает литературным сотрудником марийской газеты “Йошкар кече”, потом становится ее редактором.
С 1923 года Сергей Чавайн работал в школе. В 1927 году он вновь вернулся к деятельности журналиста и литературного редактора. Сергей Чавайн в 1934 году одним из первых был принят в члены Союза писателей СССР. В годы создания последних творений он возглавлял литературную часть Марийского государственного театра.
В 1937 году Сергей Чавайн арестован, в этом же году расстрелян.