(4 июля 2020) Редакция портала продолжает свою традиционную рубрику «Киновыходной» и представляет к вашему вниманию, уважаемые читатели, фильм – экранизацию известной повести Ивана Васильевича Гоголя – «Вечер накануне Ивана Купала».
Возрастной ценз 12+
Год производства 1968
Страна СССР
Производство Киностудия им. Довженко
Жанр фэнтези, драма, детектив
Режиссер Юрий Ильенко
Сценарий Юрий Ильенко, Николай Гоголь
Премьера в мире 14 сентября 1968
Время 71 мин. / 01:11
В главных ролях: Борис Хмельницкий(«Стрелы Робин-Гуда»), Лариса Кадочникова («Тени забытых предков»), Ефим Фридман, Дмитрий Франько, Борислав Брондуков, Михаил Ильенко, Джемма Фирсова, Виктор Панченко, Константин Ершов, Давид Яновер
Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=HsKGHilauTI
«Вечер накануне Ивана Купала» — это фольклорно-этнографический широкоформатный фильм, знаменитая экранизация по мотивам повестей Н.В. Гоголя и украинских народных сказок.
Иван-Купала (Иванов день) — древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян, празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий. Так что Купала — это один из самых древних праздников.
Ночь на Ивана Купала — праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием потостороннего мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.
Если взглянуть на обряды и ритуалы праздника Ивана Купала глазами современного человека, можно с полной уверенностью утверждать, что они выполняют прямо-таки психотерапевтическую роль: помогают освободиться от многих наших комплексов и проблем. Ведь Купала — праздник любви. Любовные игры на Купалу — это своего рода сражение с силами тьмы, ведь там, где есть любовь, нет места злу.
Сюжет
В одном хуторе жил молодой и бедный парубок — парень Петрусь, подрабатывающий у богатого хозяина Коржа. Петрусь влюбляется в дочь хозяина — в видную селянку Пидорку, и девушка отвечает парню взаимностью. Бедняк Петрусь влюблен, но ее отец не просто не желает выдавать свою дочку замуж за обычного паренька, но даже не разрешает им видеться. Тем более, что работает он на казака. Лучше уж он породнится с кем-нибудь из зажиточных. Тайными путями Пидорка сообщает Петрусю, что скоро ее сосватают. Решил он добиться ее во чтобы то ни стало. Ведь у красавицы и без Петра много поклонников, а Петро среди них проигрывает тем, что он крепостной.
Петрусь с горя идет в кабак. Там ему встречается бродяга Басаврюк, которого местные считают дьяволом в человеческом обличие. Чтобы спасти любимую и воссоединиться с ней, Петрусь просит помощи колдуна Басаврюка, который, суля ему несметные богатства, советует пойти ночью, в канун Ивана Купала, в чащу и разыскать там цветущий папоротник – ключ к несметным богатствам и исполнению желаний. Но волшебство выходит Петрусю боком: колдунья, вызванная папоротником, просит кровавую жертву в обмен на золото. Нищий батрак Петро подумывает завоевать любовь, по наущению колдуньи, ценой чужой жизни. Долго колебался парень, но все же согласился. И теперь уже отец девушки не отказал, такому богатому жениху и сыграли свадьбу. Но золото не принесло ему счастья…
Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на Хуторе близ Диканьки» была задумана Гоголем как романтическое произведение. В итоге, получилось весьма трагично. Трагичность, абстрактность, переходящая то в карикатурные, то в странные, символичные сцены создают ощущение вымысла, сказки. А сказка о том, чтобы быть счастливым и любить, создать семью по любви. Для этого, как думает Петрусь, нужны большие деньги, которых взять хлопцу неоткуда. Герой считает, что единственный способ найти на своё счастье деньги — вступить в сговор с самим дьяволом. Черт ставит условие – лишить жизни невинное дитя. Но пролитая за деньги кровь – не слишком ли высокая цена за возможность жениться? Мысли терзают парня, но он соглашается… А потом от «счастья» этого совершенного греха лишается рассудка и втягивает в бездну свою возлюбленную… Но она не сдается, борется как может за своего обезумевшего мужа и не понимает почему на них свалилось такое горе. В итоге, из-за фатальной ошибки становятся несчастными все.
Основная идея фильма — донести до сознания зрителя смысл человеческого пребывания на земле, напомнить о величайшей ценности простой человеческой души, независимо от материального и социального положения человека в обществе, об ответственности каждого за ее сохранение и спасение, а также показать, насколько силен может быть дух человека, способного побороть не только собственное отчаяние, но и окружающее его зло.
Каждому дан шанс и силы сбросить груз навалившихся страстей и препятствий и вместе с тем избавиться от всего низменного и греховного. Конечно же, спасение души — вот главная идея фильма. Именно поэтому фильм сегодня, как никогда актуален, когда грех в обществе зачастую грехом уже многими не считается.
Трагедия, воплощенная в сказку…
Анастасия Исаева,
Информационный центр ДДнТ