Обаятельный, артистичный, гармоничный, во время разговора нет-нет да перейдет на пение то на узбекском, то на русском, то на татарском языках. Мелодично, и опять же гармонично… А когда рассказывает о себе, не покидает ощущение, что вся жизнь его — песня. Как выясняется, не только на узбекском, но и на татарском языках. Что же вдохновляет, что дает силы так потрясающе выглядеть, общаться, заниматься музыкой? Из каких источников он черпает жизненные силы? Об этом певец и композитор, бессменный художественный руководитель популярнейшего в советское время ВИА «Ялла», который прибыл из Узбекистана в Татарстан для участия в международном фестивале национальных культур «Россия-Восток» («Восточный базар в Казани») Фарух ЗАКИРОВ рассказывает в эксклюзивном интервью журналу «Наш дом — Татарстан».
Колодец первый: обращение к народным истокам
— Фарух Каримович, в первую очередь разрешите поздравить вас с присуждением почетного звания «Народный артист Республики Татарстан». Соответствующий нагрудный знак вам вручил 27 октября Раис РТ Рустам Минниханов, поблагодарив за внимание к фестивалю национальных культур «Россия-Восток» и большой вклад в развитие музыкального искусства.
— Спасибо за поздравление! Вы знаете, для меня было значимым, что во время награждения Рустам Нургалиевич подчеркнул, что укрепление дружеских связей России со странами Азии и Востока – одна из приоритетных задач. Татарстан на своем уровне старается способствовать данному процессу. Недавно Казань посетил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В рамках визита были обозначены перспективные направления для дальнейшего развития сотрудничества. И важное место в этой работе занимает взаимодействие в области культуры.
— Вы частый, желанный гость в Казани. Кто пригласил на этот раз, в конце января? Последний раз были на 50-летии Салавата.
— Да, тогда наш брат, наш друг, наш коллега Салават собрал на юбилей самых близких людей. В их числе оказался и наш коллектив «Ялла». Мы с удовольствием приехали на юбилей. Знаете, это был праздник души! Ни один драматург, ни один кинорежиссер такого поставить не сможет… Каждый из гостей вносил свою лепту — и праздник становился еще краше, лучше! Салават — яркий сын своего Отечества: открытый, жизнерадостный… Он воспевает любовь к своему народу, своей родине на хорошем, мастерском уровне.
— Вы давно знакомы с Салаватом?
— Наша дружба началась в начале 90-х, когда у вас стали проводить фестивали татарской песни «Сандугач». С тех пор, когда мы бываем в Казани, Салават проводит с нами много времени. К сожалению, в Узбекистан он пока не доехал. Я не раз приглашал, но всякий раз возникали непростые организационные вопросы. Но еще не вечер… Знаете, очень много татар живут в Узбекистане. И потом, творчество Салавата многогранно, он соберет много поклонников.
— Татарские певцы в Узбекистане не редкость?
— Что вы! Я помню, как с упоением слушал выступления Ильхама Шакирова, который гастролировал у нас, в Ташкенте. Перед началом выступления в огромном концертном зале он ходил между рядами и хлопал в ладоши — так акустику проверял. А когда он начинал петь, то просто завораживал. У него какой-то удивительный, неповторимый тембр… Тонко, умело Ильхам абы научился передавать мелодию татарской души. В Ташкенте и Альфия ханум не раз выступала, и другие «сандугач»… Татарские песни для узбеков родные, видимо, много общего в традициях, привычках.
С музыкантами из «Яллы» мы нет-нет, но какие-то татарские песни напоем. У моего брата, правда, особенно классно получалось, а я так: «Мин сине яратам…», — Фарух Каримович между делом переходит на мелодичное пение. — В татарских песнях есть что-то очень родное, близкое…
— Самое большое число иностранцев, приехавших в Татарстан, сейчас из Узбекистана. Как вы думаете, что связывает наши народы — традиция, культура, религия?
— Вы знаете, сколько себя помню, всегда у мамы спрашивал: «А у нас в крови нет ничего татарского?» Во-первых, наш папа, а потом и мой брат Батыр Закиров великолепно говорили по-татарски. Во-вторых, на слуху всегда были какие-то татарские имена, названия… Я часто вспоминаю, что у нас в махалле (в исламских странах — район города с мечетью — Н.В.) было несколько татарских семей. Во время Рамазана, мы, дети, в первую очередь торопились к ним, ведь вместо денег нам давали сладкие, вкусные угощения! Но татарская семья ассоциируется у меня не только с вкусной едой, но и с красивыми девушками. Они какие-то особенные, про себя я их называю белыми, европейскими мусульманками…
— Вы так тепло отзываетесь о татарских девушках. Есть что-то личное?
— Моя первая жена наполовину татарка! Она пришла в наш ВИА «Ялла», очень талантливая, опять же красивая (вы поняли, у меня если красивая, то татарка). У нас сразу завязались отношения, мы поженились. У нас родился сын, получается он на 25% татарин.
— Фарух Каримович, что же все-таки роднит узбеков и татар?
— В первую очередь язык — очень похожий по звучанию, написанию. И, конечно, религия — Ислам. У узбеков, как и у татар, одни и те же проблемы. В советское время я, например, как и все, учился на русском: и в музыкальном училище, и в консерватории. Когда Узбекистан обрел независимость, у нас наконец вспомнили о своем языке, который к тому времени практически забыли. Здорово, конечно, что в советское время мы знали много языков, Пушкина наизусть учили. Плохо то, что свое забыли…
— Так не обращение ли к истокам — народным песням, мелодиям, старинным инструментам — вызвало такой бурный успех «Яллы» в советское время? Тогда, как мы знаем, на эстраде СССР были сплошь приглаженные исполнители-близнецы, без всякого самобытного начала…
— Я считаю, что в творческой жизни нам крупно повезло: мы ярко, бурно ворвались на советскую эстраду из Ташкентского театрального института. Было мало информации из-за океана, но мы знали «Битлз», «Роллинг Стоунз», увлекались джазом. Но больше всего нам помогла большая серьезная школа — это школа моего брата Батыра Закирова, который в конце 60-х организовал профессиональный эстрадный оркестр Узбекистана. По направлению и по форме он был современным, а по содержанию — национальным. Скорее всего, восточным. Это сильно отличало его от тогдашних музыкальных коллективов. У оркестра был огромный успех, и это было начало нашего начала… К тому же, слава Богу, я родился в артистической семье, мы с братом знали всю европейскую классику, субботу и воскресенье, как правило, проводили в Оперном театре, где работал папа. «Доктора Айболита» знали наизусть. Потом была классика: Верди, Чайковский… Океан музыки велик, огромен. Как найти свою нишу? Как заявить о том, что тебя волнует, греет? И тогда я понял — только через народность! Потому что тебя никто никогда не повторит! Так и получилась «Ялла» — по форме современный вокально-инструментальный ансамбль, а по содержанию — обращение к народному творчеству. Это клад…
— С чего начали?
— Как-то сразу очень удались народные песни под аранжировку. При этом мы особенно не искажали тему…
Колодец второй: трудовая книжка 53 года в «Ялле»
— Фарух Каримович, как «Ялла» вышла на большую сцену?
— В начале 70-х была популярная передача «Алло, мы ищем таланты!» Ее вели Александр Масляков и Светлана Жильцова. Помню, как они приехали отбирать музыкальные коллективы к нам, в Ташкент. Мы тогда окончательно не определились с формой, но наш руководитель (я взялся за это с 75-го года) сказал: «Саша Масляков предлагает «Ялле» участвовать на этом фестивале-передаче». Мы сразу согласились и выступили удачно: ярко, эмоционально. В 71-м был финал передачи в Москве, и мы стали лауреатами. Как именно? Разговор отдельный…
— А если все-таки вспомнить…
— По задумке режиссера фестиваля-передачи около 50 участников, ставших финалистами в республиках Советского Союза, приглашались на заключительный конкурс в Москву. После того как все выступили, мы ждали, когда объявят двенадцать финалистов-победителей. Представляете, какая накалилась атмосфера? И все в прямом эфире! Операторы ловят интересные моменты! А мы хорошо выступили и заранее друг друга поздравили. Но вот Масляков объявляет первого финалиста-победителя, второго, третьего, пятого, десятого, одиннадцатого… Нас нет! А мы знаем, что победителей всего двенадцать! У всех такие вытянувшиеся лица, ну наше состояние можно понять — ничего непонятно! И вдруг Масляков выдает: «Есть и тринадцатый финалист — это ВИА «Ялла»! Ансамбль завоевал Гран-при фестиваля!» Что началось в зале! Даже наши соперники, конкуренты стали от души нас поздравлять, ликовать, радоваться за нас!
Был и курьезный момент. Все же снимали на камеру, а мой братишка должен был солировать: одну песню исполнять на узбекском, другую — на русском языке: «Плывут туманы белые…», — Фарух Каримович опять переходит на звучное пение. — А, кстати, там, на фестивале нас не раз спрашивали: «Как вы, черно-желтенькие, точно передаете все интонации по-русски?» Там же мы исполняли другую песню на русском, ее написал Марк Фрадкин для кинофильма «Простая история»: «На тот большак, на перекресток…», — и снова из уст собеседника льется мелодия. — Нам говорили: «Так по-русски вы поете!» А прибалты так вообще откровенно удивлялись: «Почему вы так чисто говорите по-русски?»
Так вот мой братишка перед тем, как нам объявят призовое место, должен был проглотить сырое яйцо, чтобы голос звучал. Но когда назвали уже десятого, он от волнения яйцо так сильно сжал в руке, что оно потекло по его костюму… А оператор все снимал в прямом эфире!
— На следующее утро вы проснулись знаменитыми….
— Это был мощный трамплин на профессиональную сцену! «Ялла» сразу стала штатной единицей Министерства культуры СССР. А там связь с Союзконцертом, Госконцертом, Москонцертом — гастроли одни за другими по всему Советскому Союзу… Все было очень бурно, на подъеме! Мы стали очень популярными…
— На сцене вы уже 53 года, не каждый эстрадный коллектив таким похвастается…
— Да, 53 года! В мировой музыкальной истории такого вообще не было! Нам даже предлагали заявить об этом в Книгу рекордов Гиннеса. Есть, правда, коллективы с таким стажем, но они не стабильны. А моя трудовая книжка всю трудовую жизнь — лежит в «Ялле». И хотя я был и замминистра, и министром культуры Узбекистана, все равно основным местом работы была «Ялла». Такого ни у кого из эстрадных музыкальных исполнителей нет, специфика такова: сегодня играем, завтра расходимся. Наш случай уникальный!
— «Учкудук» — супер-хит, визитная карточка «Яллы». Много говорили, что песню запрещала советская цензура, у вас были проблемы с КГБ Узбекской ССР…
— Учкудук — это промышленный городок в Узбекистане, построенный в начале 50-х прошлого века. Почти до 90-х годов был закрытым, засекреченным. Там нашли урановые рудники, золото (сейчас об этом можно говорить). В конце 70-х у нас были гастроли в Учкудук. На тот момент мы решили сделать новую программу — привлекли поэтов, режиссеров из Москвы. По этой причине с нами приехал Юрий Энтин. Ну, вы знаете, он классик, автор всех детских хитов того времени, таких как «Антошка, пойдем копать картошку!» Так вот Учкудук — маленький промышленный городок, в котором нет ничего романтичного, произвел на него огромное впечатление! Он прошелся по нему и сказал: «Ребята! Я написал гениальные стихи!» А мы после дороги, жара… Я так устал, мне не хотелось вставать. А он не унимается: «Давай, чего-нибудь придумаем!» Я беру гитару и просто по приколу, немножко подшучивая, чуть ли не приблатненно напеваю «Учкуд-у-у-у-у-ук — три колодца». А он мне: «Вот, вот так! И ни одной ноты не меняй!» Я ему: «Да неужели?» Так за 40 минут я написал мелодию к песне.
И вот мы исполняем «Учкучук» в городе с одноименным названием. Жители ликуют! А после концерта к нам подходят не женщины и девушки (а это традиция), а группа мужиков — суровых таких… «Ну, ребята, вы даете! Ну спасибо!» Они жмут сильно руки, благодарят. И слезы у мужиков, представляете? Это не передать словами… Короче, «Учкудук» мы написали, спели. Ура! Ура! Ура!
Буквально в том же году в Ташкент приехали сотрудники Центрального телевидения снимать популярную тогда «Песню года». Мы исполняли одну, другую песню. Но редактор Лена Солдатова выделила именно «Учкудук»: «Поздравляю, классная песня!» И вот мы репетируем ее в Ташкенте, в зал заходит руководство во главе со вторым секретарем ЦК Компартии Узбекской ССР (а вы знаете, на этой должности в союзных республиках всегда был русский) по фамилии Греков. Он сидит, внимательно слушает. И вдруг тому, который пониже рангом, удивленно говорит: «Песня об Учкудуке?» Он прекрасно знал этот, чуть ли не зэковский город, в котором нет ничего прекрасного, а тут его воспевают! Подчиненные восприняли вопрос Грекова не как удивление, а как возмущение. «Учкудук» запретили, он год лежал на полке. Но когда об этом узнал председатель Центрального телевидения Лапин, то взял на себя ответственность выпустить песню в эфир. И пошло-поехало… Это потом я узнал, что «Учкудук» запели везде, песня стала очень популярной…
В середине 90-х я случайно встретился с Грековым в Москве, рассказал историю «Учкудука». Он сказал: «Боже упаси! Я ничего подобного не говорил! Я не запрещал!»
Колодец третий: ценности, которые не купишь
— Фарух Каримович, в этот приезд вы встречались в Доме дружбы народов Татарстана с молодежью из Узбекистана. Что значат для вас такие встречи?
— В век повсеместной информатизации, интернетовских сайтов так мало живого общения. А тут студенты, которые учатся вдали от родины, могут увидеть, услышать своих, извините за нескромность, героев. Может, что-то кому-то запомнится, может, это как-то отразится на чьей-то судьбе… Я придаю таким встречам большое значение. Это как Божий дар: вот в эту минуту — ни раньше, ни позже! Даже элементарно, когда со мной хотят сфотографироваться, я не отказываю. Считаю, этим надо дорожить: завтра, послезавтра все уйдет, на тебя уже никто не обратит внимание… Я всегда повторяю, что надо дорожить ценностями, которые ни за какие деньги не купишь…
Наталья ВЯТКИНА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ
ЖУРНАЛ «НАШ ДОМ -ТАТАРСТАН» 5 (83)