Рассматривая проблемы, связанные с нелегальной миграцией, можно выделить следующие три основные предпосылки для коррупционных проявлений в этой сфере: несовершенство действующего законодательства о миграции, пробелы правового регулирования, отсутствие условий или оснований принятия решения.
Несовершенство действующего законодательства о миграции, в первую очередь, трудовой миграции. Так, коррупционные механизмы заложены в нормах закона «О правовом положении иностранных граждан». К ним относится, например, квотирование количества разрешений для въезжающих на работу иностранцев, которое вносится субъектами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что экономический анализ в сфере занятости населения в российских регионах проводится нерегулярно и не отражает полноценную ситуацию на рынке труда, поэтому в некоторых субъектах страны квоты остаются невостребованными, в то время как в регионах, нуждающихся в рабочей силе, квот не хватает.
Подобная ситуация способствует росту нелегальной миграции, так как многие предприятия заинтересованы в низкооплачиваемой рабочей силе, но в силу ограничений из-за квот к ней не доступны.
Пробелы правового регулирования, избыток отсылочных норм, широта дискреционных полномочий должностных лиц органов государственной власти. Так, перечень оснований (п. 9 ст. 18 Закон о правовом положении иностранных граждан), в соответствии с которыми разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется, дополнен еще одним, а именно: принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию) иностранного гражданина (п. 9.1 ст. 18).
Полномочиями по принятию данного решения обладают исключительно федеральные органы исполнительной власти. При этом подзаконными нормативными актами не предусмотрено четкого разграничения полномочий подразделений по рассмотрению ходатайства о нежелательности пребывания и прилагаемых к ним материалов.
В этой связи МВД России предлагает территориальным органам руководствоваться разъяснениями о разграничении приоритетных оснований при определении подразделения, к компетенции которого относится рассмотрение указанных документов, а также об обстоятельствах, которые учитываются при принятии решения. Подобная ситуация порождает принятие необоснованных решений в отношении иностранных граждан, ставит решение вопроса о пребывании на территории страны в зависимость от усмотрения государственных служащих.
Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения. В соответствии со ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пребывание свыше срока, в течение которого разрешено находиться в России, влечет наступление административной ответственности (ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 32.2 КоАП России административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу, при этом жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления о назначении наказания (ст. 30.3 КоАП России).
Таким образом, у иностранного гражданина есть десять дней для обжалования решения по делу и 30 дней для уплаты административного штрафа. Это означает, что всё это время он находится на территории Российской Федерации на нелегальном положении, так как продление срока миграционного учета в этом случае не предусмотрено.
Правонарушителю следует заплатить штраф или обжаловать наказание, покинув территорию России и отправив деньги или жалобу по почте. На практике возникают вопросы: если иностранный гражданин оплатил административный штраф за нарушение сроков пребывания, сколько времени он может находиться в стране после оплаты штрафа? Если он не покидает территорию, то через какой промежуток времени его вновь можно привлечь за нарушение правил пребывания?
Ответы на эти вопросы, через неделю, читайте в следующей публикации на нашем портале.
Информационный центр ДДнТ,
по материалу «Вестник Московского университета МВД России»