(2 марта 2016) Ученые МГУ занялись исследованием этнических Средств массовой информации в России. Уже первые результаты показали — национальные СМИ малочисленны, и не могут выжить без сторонней поддержки.
А если учесть, что государство сейчас не готово помогать даже лидерам медиа-отрасли, которые тоже сейчас оказались в весьма плачевном состоянии, то судьба этнических СМИ весьма туманна.
Атлас этнических СМИ России начали составлять в 2015 году. Научные сотрудники факультета журналистики МГУ исследуют радио и телевидение, периодическую печать и электронные СМИ на русском языке, языках этнических групп и двуязычные. «Мы считаем, что СМИ влияют не только на межнациональные и межэтнические отношения, но и на то, как люди, воспринимая через каналы масс-медиа информацию об этнических группах, формируют отношение к ним», — рассказала «НацАкценту» руководитель проекта, старший научный сотрудник кафедры теории и экономики средств массовой информации Анна Гладкова.
Сейчас ученые сфокусированы на наиболее крупных этнических группах и их СМИ на территории республик и в крупных городах. На первом этапе они проводят количественный, а не качественный анализ. Причем ученые не берут на себя задачу сразу охватить все этнические СМИ России и все регионы. К примеру, прессу на татарском языке пока что изучили только в Казани. «Фокус получается узкий, — признают они, — но надо же с чего-то начинать».
Доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации Диана Кульчицкая, исследующая телевидение и радио, столкнулась с тем, что редакции этнических СМИ в регионах не очень охотно идут на контакт. Промежуточные этапы показывают, что в республиках преобладают этнические теле и радио передачи на русском языке. Больше всего их в Татарстане и Башкортостане, меньше всего — в Крыму, где в 2014 году резко поменялся медиаландшафт.
Старший научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ Тарас Черевко, отвечающий за анализ интернет-СМИ, отметил, что редакции сайтов лучше идут на контакт. Оказалось, далеко не все этнические интернет-СМИ имеют официальную регистрацию. Больше всего сайтов с контентом на языках этнических групп обнаружилось опять же в Татарстане и Башкортостане.
Разница с другими регионами настолько бросилась в глаза, что исследователь сосредоточился на изучении этнических интернет-СМИ именно столицы Татарстана, так как в других субъектах федерации, по его словам, их «количество не позволило провести репрезентативный анализ».
Ученый обнаружил, что только 61-66% пользователей, читающих этнические интернет-СМИ, находятся на территории Татарстана, а значительная часть аудитории потребляет контент с мобильных устройств. В основном у пользователей не вызывает проблем татарский язык: если главная страница сайта на татарском языке, не более 30% посетителей меняют язык на русский. Однако если основная страница на русском, на татарский переходит только 4% пользователей.
«Этнические СМИ всегда играли огромную роль в сплочении этнических групп – этнической мобилизации населения, — считает Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики. — В 90-е годы, когда стали массово возникать этнические газеты и журналы, многие из них не смогли остаться объективными, начали переписывать историю своих народов, выпячивая лишь негативные страницы и обвиняя во всех своих бедах представителей других этносов. При попустительстве местных властей тогда практически легально среди национальных активистов распространялись идеи сепаратизма». Несмотря на то, что сегодня печатные этнические издания постепенно уступают место интернет-СМИ, по мнению эксперта, редакционная политика новых этнических медиа порой не сильно отличается от их предшественников в конце ХХ века.
Любопытно, что по данным исследования, 100% интернет-СМИ на татарском языке принадлежат государству. Все они появились в 2011 году и принадлежат АО «Татмедиа», акциями которого владеет правительство Татарстана.
Анализ показал, что интернет-СМИ на национальных языках могут существовать только при поддержке государства. Такие сайты не могут содержать контент только на этническом языке, так как в этом случае их будут плохо индексировать поисковики. По этой же причине они не смогут получать прибыль за счет рекламы.
Старший научный сотрудник кафедры периодической печати Наталья Лазутова, изучающая периодические издания, также отметила, что основная доля этнических газет находится на государственных дотациях. Иногда изданиям оказывают общественную поддержку те, кто связан с языком как элементом культуры — филологи, историки и т.д.
«Оказывая поддержку этническим СМИ из бюджета, т.е. из налогов многонационального народа России, власти обязаны нести персональную ответственность за то, чтобы эти СМИ придерживались идей межнационального мира и согласия, не сеяли рознь между народами», — считает Маргарита Лянге.
Среди положительных тенденций ученые отметили интересную деталь — в некоторых республиках выходят газеты на языках народов других республик.
На следующем этапе ученые планируют расширить выборку и охватить СМИ на других языках, выходящие в республиках РФ. Исследователи намерены провести комплексный анализ основных типов СМИ, выходящих на языках этнических групп в республиках РФ, сделать наблюдения и выводы об их аудитории, бизнес-моделях, тематическом и жанровом своеобразии. По итогам исследования будет опубликована серия статей в научных изданиях России и других стран, планируется подготовка коллективной монографии.