(9 апреля 2020) Об особенностях дагестанских танцев рассказывает хореограф Дома Дружбы народов Татарстана, руководитель ансамбля «Kavkaz style» Сираж Джавадбеков.
Известно, что Дагестан — самый многонациональный регион России, и у каждой из 36 народностей, проживающих там, есть свои самобытные аутентичные танцы.
Дербентский азербайджанец Сираж Джавадбеков, руководитель ансамбля Kavkaz style, не просто обладает энциклопедическими знаниями о каждом из них и даже не просто может высокопрофессионально станцевать или научить этим танцам других… Он по-настоящему любит наследие тех народов, что проживают в Дагестане. Именно поэтому, оказавшись несколько лет назад в Казани, он организовал танцевальный коллектив, где учит людей разных национальностей танцам своей родины. Ведь делиться этим наследием – его жизненное кредо!
— Для меня любовь к народному танцу — это любовь к самому народу, — Сираж говорит по-кавказски эмоционально, жестикулируя руками. — Я родился в Дагестане, заниматься хореографией начал с 6 лет. В республике уважают каждый народ, который там проживает. И поэтому и в школе, и во дворце детского юношеского творчества, где я занимался танцами, мы изучали культуру каждого народа, у нас никогда не было никаких разделений! Я так могу сказать, что сегодня, если я, дербентский азербайджанец, танцую аварский танец, то делаю это с такой же любовью, как сам аварец бы танцевал. Так же и про любой из дагестанских танцев могу сказать.
— А насколько большая разница между танцами разных народностей, проживающих в Дагестане?
— Каждый народный танец самобытен! – восклицает хореограф. – Аварцы – народ, живущий в горах. Здесь большой разницы между танцами девушек и парней не будет. Там такие девушки, что они километр-другой с кувшином спускаются за водой. Жизнь в горах нелегкая, холодно бывает, поэтому у мужчин такие папахи лохматые.
— Как у Хабиба Нурмагомедова?
— Да, он аварец. Вот кумыки, например, ниже живут, в долине, там девушки в платьях, движения плавные, танец плывущий. И парни в каракулевых папахах, в длинных черкесках, на груди газыри, и танцы такие статные! В горах с такими длинными кафтанами было бы невозможно. А у дербентских азербайджанцев – жилеточка, рубашка, пояс без кинжала, головные уборы маленькие, тепло ведь. И в танцах – девушки заигрывают, плечами вот так, как будто зовут за собой… Но есть во всех танцах и нечто общее. Например, любой настоящий кавказский танец — это как китайский символ инь-ян, единство мужского и женского! Мужчина ведет, направляет, показывает. Он как стержень в танце, в каждом движении демонстрирует, что сможет девушку вести за собой, обеспечить ей счастливую жизнь, быть с ней до последнего вздоха. А девушка в танце должна быть максимально красивой. Я не имею ввиду, что лицо у нее должно быть симпатичное, нет. Красивая аура, энергетика. Я на репетициях, когда учу этому взаимодействию, у девочки спрашиваю про партнера: «Ты почувствовала, раскаленный шар рядом с тобой был? Такой, что дотронешься — обожжешься?» А потом ему говорю: «Ты должен гореть внутри, а наружу легкую красоту огня показать… Но сдержанно». На Кавказе есть такие танцы, когда с девушкой танцуешь и танцем можешь ей показать и всем вокруг, что любишь ее. Эти движения очень близко к ней делаешь, касаться ее нельзя, рядом ее отец, братья стоят, прикоснешься – совсем другая история будет! Танцы с большим риском, — смеется Сираж, — работа на грани жизни и смерти, можно сказать. Народ у нас темпераментный, ради настоящей любви на все пойдет! Так что, когда я наших танцоров учу, я не только движениям и приемам учу, я сам характер народа передаю. У нас в ансамбле есть люди разных национальностей и 16-17 лет, и мужчина 60 лет, русский. Я ему номер поставил, так мне земляки говорили: «Где ты этого пожилого дагестанца здесь нашел?»
Особенности дагестанских танцев от Сиража Джавадбекова:
- Каждая народность имеет свой уникальный танец.
- Темперамент и рисунок танцев зависят от условий жизни.
- Кавказские танцы учат отношениям между мужчиной и женщиной.