(25 октября 2017) В Доме Дружбы народов Татарстана прошло собрание по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в школах республики.
Участники форума приняли резолюцию, которая отражает консолидированную позицию по этому вопросу. Также было подготовлено обращение в адрес министра образования и науки Российской Федерации по урегулированию сложившейся ситуации.
В работе собрания приняли участие руководители методических объединений учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы, родительских комитетов из всех муниципальных образований республики, а также представители органов государственной власти и Общественной палаты Республики Татарстан, научного сообщества, руководители национально-культурных автономий народов Поволжья.
РЕЗОЛЮЦИЯ
республиканского представительного собрания
по вопросам совершенствования языковой политики и
урегулированию вопроса об изучении русского
и татарского языков в общеобразовательных организациях
Республики Татарстан
25 октября 2017 года
Дом Дружбы народов Татарстана
Конституция Российской Федерации гарантирует, законодательство Российской Федерации в языковой сфере закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки (в дополнение к основному государственному языку) и изучать их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Законодательство Татарстана в языковой сфере полностью опирается на законодательную базу страны и определяет татарский язык государственным языком республики наряду с русским языком.
В республике сложилась многолетняя практика реализации государственного двуязычия, в том числе в сфере общего образования.
На поддержку государственных языков Республики Татарстан, а также других языков народов, проживающих в республике, направлена государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан», реализуемая с 1994 года. Нынешняя редакция Программы на 2014 — 2020 годы предполагает финансирование в среднем около 150 млн рублей в год.
Исходя их потребностей населения в получении общего образования на национальных языках, а также в изучении родных языков компактно проживающих в республике народов, на протяжении десятилетий эффективно функционирует сеть национальных школ:
— 714 образовательных организаций с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке;
— 93 организации с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка;
— 27 школ с удмуртским языком обучения и изучением удмуртского языка;
— 19 школ с марийским языком обучения и изучением марийского языка;
— 3 школы с изучением мордовского языка;
— 1 школа с изучением иврита;
— 1 школа с изучением башкирского языка.
В 49 отделениях воскресных школ изучаются языки и культура представителей 25 народов, проживающих в Республике Татарстан.
В республике созданы все необходимые условия для развития русского языка. В текущем учебном году в Татарстане успешно функционируют 693 общеобразовательные организации с русским языком обучения, в том числе 200 школ с углубленным изучением русского языка и культуры. В них обучаются 79,9 % всех школьников республики.
С 2014 года родители и дети имеют возможность выбора 1 часа в неделю для дополнительного изучения родных и государственных языков республики — около 70% воспользовавшихся данной возможностью, выбрали русский язык. Дополнительно к этому 75% вариативного учебного времени в школах Татарстана также направлено на изучение русского языка. Выпускники школ республики (в условиях государственного двуязычия) демонстрируют высокие показатели — средний балл ЕГЭ по русскому языку имеет устойчивую динамику роста и является одним из лучших в Российской Федерации: в 2017 году данный показатель составил 72,57 балла, что является вторым показателем по стране после г. Москвы. Ежегодно Республика Татарстан занимает лучшие позиции в Приволжском федеральном округе по результатам участия в акции «Тотальный диктант».
В республике принята и реализуется Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.
Обновлены примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и включены в федеральный реестр примерных программ. 64 учебника по татарскому языку и литературе включены в федеральный перечень учебников, 49 учебников имеют положительные заключения и готовы для внесения в федеральный перечень.
Ежегодно реализуются крупные образовательные проекты, направленные на развитие родных языков: Международная олимпиада по татарскому языку, Международная олимпиада по русскому языку для обучающихся школ с нерусским языком обучения, республиканские олимпиады по государственным языкам, а также по чувашскому, удмуртскому, марийскому, мордовскому и башкирскому языкам.
В то же время существуют определенные проблемы, связанные с реализацией государственного двуязычия в общеобразовательных организациях. Федеральным законодательством гарантировано, что законодательно государственные языки республик в составе Российской Федерации изучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Вместе с тем, имеет место правовая неопределенность, связанная с отсутствием механизма реализации данного права субъектами Российской Федерации. В этих условиях Министерство образования и науки Республики Татарстан разработало необходимые рекомендации для реализации в общеобразовательной сфере и обеспечило их осуществление. В результате, татарский язык, как государственный язык республики, по факту изучается за счет учебного времени предметной области «Родной язык и литература».
Это обстоятельство стало предметом обоснованного недовольства части русскоязычной родительской общественности по следующим основаниям:
— татарский язык изучается как родной, что таковым не является;
— объемы изучения русского языка не соответствуют объемам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации с 2015 года.
Кроме того, предъявляются нарекания по качеству обучения татарскому языку, перегруженности программ теоретическим материалом, а также недостаточным уровнем использования эффективных методик, направленных на коммуникативные навыки.
Данные обстоятельства стали предметом негативных оценок в ходе проверки Рособрнадзора и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в общеобразовательных организациях республики.
В этой ситуации активизировались противники изучения татарского языка. В Интернете созданы соответствующие группы. В социальных сетях и мессенджерах распространяются сообщения с призывами писать заявления об отказе от изучения татарского. Запущена волна бездумных высказываний и оскорблений, негативными сценариями заполнены отдельные издания.
С учетом нарастающей напряженности в языковой сфере, Ассамблея народов Татарстана, руководствуясь конституционными принципами обеспечения прав народов на изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации, а также родных языков народов Российской Федерации, выступила с инициативой проведения республиканского представительного собрания.
В рамках республиканского представительного собрания было организовано обсуждение актуальных вопросов языковой политики в области образования, обеспечения конституционных прав граждан на свободный выбор языка обучения с участием руководителей муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы, муниципальных родительских комитетов, представителей Аппарата Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Конституционного Суда Республики Татарстан, Совета по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, ученых и научных сотрудников Казанского (Приволжского) федерального университета и Академии наук Республики Татарстан, руководителей национально-культурных автономий народов Поволжья.
Участники представительного собрания поддерживают необходимость развития практики государственного двуязычия, сохранения и развития сети национальных образовательных организаций, учета интересов различных типов образовательных учреждений, максимально бережного отношения к педагогическим кадрам, их подготовке и переподготовке.
Обращаемся к широкой общественности и СМИ о недопустимости нагнетания напряженности по языковому вопросу.
Выражая консолидированную позицию, участники представительного собрания считают необходимым поддержать меры, предложенные Министерством образования и науки Республики Татарстан:
- к 1 января 2018 года объемы изучения русского языка довести до уровня, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации для всех типов образовательных учреждений;
- в 10-11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу — по соответствующему профилю подготовки;
- обеспечить изучение татарского языка как обязательного предмета — государственного языка Республики Татарстан на уровнях начального общего и основного общего образования.
Также считаем необходимым обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о включении предметной области «государственный язык субъекта Российской Федерации» в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и соответствующие примерные образовательные программы, разработке вариантов примерных учебных планов, предусматривающих изучение государственного языка субъекта Российской Федерации.