В России не хватает школьных учебников на 43 языках, которые изучаются в обязательной части основной образовательной программы — в том числе украинском, лезгинском, мокшанском, немецком, лакском и языке народа коми. С соответствующей инициативой к министру просвещения РФ Сергею Кравцову обратился председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.
От армянского до нанайского
Как указано в письме министру, ситуация в этой сфере на сегодняшний день сложилась печальная. В Федеральном перечне отсутствуют учебники и учебные пособия по 43 языкам. Причем как по распространенным (армянскому, белорусскому, азербайджанскому, грузинскому и так далее), так и по сравнительно редким — лакскому, лезгинскому, мансийскому, нивхскому, ногайскому и так далее. Еще с 16 языками, в числе которых карельский, мокшанский, нанайский, чувашский и язык народа коми, дело обстоит чуть лучше, но все равно недостаточно: на них в ФПУ включены только отдельные линейки пособий по языку или литературе.
«Таким образом, для обеспечения прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в обязательной части основной образовательной программы необходимы разработка и последующее включение в Федеральный перечень учебников и учебных пособий на перечисленных выше языках», — отмечается в документе.
Разработать соответствующие пособия, которых для большей части представленных языков и наречий не существует, предлагают при помощи специалистов из Федерального института языков народов России. А на весь процесс создания учебников и их включения в перечень отводят не менее трех лет — соответствующие строчки расходов, в частности, предложили внести в проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
«Сегодня обеспечение детей учебниками по родным языкам — первоочередная задача для реализации государственной национальной политики в сфере образования, — рассказал «Парламентской газете» сам Геннадий Семигин. — В школах России в настоящее время изучается 74 родных языка народов, населяющих нашу страну. В 2019 году по поручению Президента России был создан Фонд сохранения и изучения родных языков, который, как предполагалось, будет заниматься разработкой и изданием нового поколения учебников по родному языку и родной литературе. Но на сегодняшний день фонд, к сожалению, расформирован, а его функции, в том числе по созданию учебников и учебных пособий для обучения на родных языках, до сих пор никому не переданы. Вместе с тем Министерством просвещения Российской Федерации учрежден Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, одной из целей которого является методическое обеспечение системы образования в части изучения родных языков. Представляется логичным и целесообразным поручить именно данному институту организацию разработки недостающих сегодня в федеральном перечне, а потому крайне востребованных учебников».
По мнению Семигина, на создание учебников необходимо предусмотреть финансирование из федерального бюджета. Депутат надеется, что Минпросвещения России, «понимая важность для нашей многонациональной страны этнокультурного и языкового разнообразия, будет последовательно финансировать издание необходимых учебников и учебных пособий по родным языкам».
Конкурентоспособные и современные
Напомним: депутат Государственной Думы Ильдар Гильмутдинов еще в 2018 году указывал в интервью «Парламентской газете» на то, что в России всего семь народов имеют учебники на родных языках, включенные в федеральный перечень — в том числе, например, хакасы, чеченцы, якуты и татары. А всего обучение в российских школах ведется на 24 языках — при этом еще 73 языка из числа языков народов России изучаются в качестве отдельного предмета или факультативно.
«Минобрнауки обязано приложить все усилия, чтобы по государственным языкам были написаны, созданы конкурентоспособные, современные линейки учебников, чтобы процесс включения таких учебников в федеральный перечень был максимально продуман», — отмечал парламентарий.