Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • В России не хватает школьных учебников на 43 языках

В России не хватает школьных учебников на 43 языках

admin 13.07.2023

В России не хватает школьных учебников на 43 языках, которые изучаются в обязательной части основной образовательной программы — в том числе украинском, лезгинском, мокшанском, немецком, лакском и языке народа коми. С соответствующей инициативой к министру просвещения РФ Сергею Кравцову обратился председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.

От армянского до нанайского

Как указано в письме министру, ситуация в этой сфере на сегодняшний день сложилась печальная. В Федеральном перечне отсутствуют учебники и учебные пособия по 43 языкам. Причем как по распространенным (армянскому, белорусскому, азербайджанскому, грузинскому и так далее), так и по сравнительно редким — лакскому, лезгинскому, мансийскому, нивхскому, ногайскому и так далее. Еще с 16 языками, в числе которых карельский, мокшанский, нанайский, чувашский и язык народа коми, дело обстоит чуть лучше, но все равно недостаточно: на них в ФПУ включены только отдельные линейки пособий по языку или литературе.

«Таким образом, для обеспечения прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в обязательной части основной образовательной программы необходимы разработка и последующее включение в Федеральный перечень учебников и учебных пособий на перечисленных выше языках», — отмечается в документе.

Разработать соответствующие пособия, которых для большей части представленных языков и наречий не существует, предлагают при помощи специалистов из Федерального института языков народов России. А на весь процесс создания учебников и их включения в перечень отводят не менее трех лет — соответствующие строчки расходов, в частности, предложили внести в проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

«Сегодня обеспечение детей учебниками по родным языкам — первоочередная задача для реализации государственной национальной политики в сфере образования, — рассказал «Парламентской газете» сам Геннадий Семигин. — В школах России в настоящее время изучается 74 родных языка народов, населяющих нашу страну. В 2019 году по поручению Президента России был создан Фонд сохранения и изучения родных языков, который, как предполагалось, будет заниматься разработкой и изданием нового поколения учебников по родному языку и родной литературе. Но на сегодняшний день фонд, к сожалению, расформирован, а его функции, в том числе по созданию учебников и учебных пособий для обучения на родных языках, до сих пор никому не переданы. Вместе с тем Министерством просвещения Российской Федерации учрежден Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, одной из целей которого является методическое обеспечение системы образования в части изучения родных языков. Представляется логичным и целесообразным поручить именно данному институту организацию разработки недостающих сегодня в федеральном перечне, а потому крайне востребованных учебников».

По мнению Семигина, на создание учебников необходимо предусмотреть финансирование из федерального бюджета. Депутат надеется, что Минпросвещения России, «понимая важность для нашей многонациональной страны этнокультурного и языкового разнообразия, будет последовательно финансировать издание необходимых учебников и учебных пособий по родным языкам».

Конкурентоспособные и современные

Напомним: депутат Государственной Думы Ильдар Гильмутдинов еще в 2018 году указывал в интервью «Парламентской газете» на то, что в России всего семь народов имеют учебники на родных языках, включенные в федеральный перечень — в том числе, например, хакасы, чеченцы, якуты и татары. А всего обучение в российских школах ведется на 24 языках — при этом еще 73 языка из числа языков народов России изучаются в качестве отдельного предмета или факультативно.

«Минобрнауки обязано приложить все усилия, чтобы по государственным языкам были написаны, созданы конкурентоспособные, современные линейки учебников, чтобы процесс включения таких учебников в федеральный перечень был максимально продуман», — отмечал парламентарий.

Парламентская газета

Продолжить чтение

Назад: Сегодня День рождения Ирады Аюповой
Далее: Альметьевск приглашает на открытие фестиваля «Каракуз»














Дни рождения

26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
12 июня
Саид Сулиев
13 июня
Александр Терентьев
13 июня
Валерий Самойлов
18 июня
Рафида Гатина
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57