(23 мая 2016) Система должна помочь им не только овладеть русским языком, но и интегрироваться в российское общество, в том числе за счет сформированной в ходе обучения «российской картины мира».
Эксперты, подготовившие эти предложения по заданию правительства, считают, что такой подход к обучению поможет предотвратить формирование в России «закрытых этнических анклавов». Предполагается, что обучение детей «новых соотечественников» будет вестись в системе допобразования и станет для них «добровольно-обязательным».
Первые предложения по созданию комплексной системы обучения детей мигрантов представлены в Российском университете дружбы народов (РУДН). Поручение вузу «по совершенствованию системы обучения детей мигрантов» дал Совет по русскому языку при правительстве РФ.
Коллективные предложения специалистов представил завкафедрой русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Владимир Синячкин. «Дети, владеющие русским языком на низком уровне, становятся серьезной проблемой при организации обучения для учителей,— объясняется в докладе актуальность задачи.— Из-за незнания языка между детьми россиян и детьми новых соотечественников возникают языковые и психологические барьеры, что препятствует созданию условий для позитивной социализации всех детей».
Задачи обучения детей «с особыми образовательными потребностями», напомнил докладчик, должна решать Концепция развития допобразования, утвержденная правительством РФ в 2014 году. Направлениями ее реализации могли бы стать вопросы обучения и интеграции детей мигрантов.
«Отличием системы от классических программ допобразования является то, что они, являясь де-юре добровольными, де-факто должны стать добровольно-обязательными»,— отмечается в докладе. В этом «взаимно заинтересованы представители принимающего общества для предотвращения формирования в России закрытых этнических анклавов» и семьи мигрантов, «желающие использовать возможности российского образования в качестве социального лифта для детей».
Кроме того, в ФЦП «Русский язык» предлагается добавить пункт по созданию обучающих программ, которые решали бы не только языковые задачи, но и помогали культурной адаптации детей мигрантов. Эта идея фигурирует и среди методических направлений.
В частности, предлагается разработка учебников и пособий «с тщательно отобранным культуроведческим материалом», которые должны сформировать у детей «российскую картину мира». Вместе с тем предлагается разработать и включить в учебный план российских школ факультативный курс по воспитанию толерантности, «в котором основным мотивом звучала бы мысль о том, что иммигранты являются носителями уникальных культур, знание которых обогащало русскую мысль в прошлом и будет чрезвычайно полезно ей в будущем». «Важной частью программы должны стать подготовка и переподготовка преподавателей русского языка с учетом особенностей обучения детей мигрантов»,— говорят разработчики.
Управлять новой системой обучения, по мнению специалистов, «в рамках эффективного межведомственного взаимодействия» будут Минобрнауки России, субъекты РФ и профильные подразделения МВД России. Помимо разработки методик для детей мигрантов необходимо создать и инфраструктуру для их обучения: кроме детсадов, школ, техникумов и вузов в нее должны входить и центры, занимающиеся обучением русскому языку взрослых, частные образовательные организации, религиозные организации, национальные объединения, а также «потенциал открытого образования» (электронные порталы, например «Русский язык», «Российский тестовый консорциум»).
Кроме того, обучение детей мигрантов должно включать и «довъездную подготовку» (обучение еще в стране предыдущего проживания). Здесь могут быть использованы площадки Россотрудничества и фонда «Русский мир», а также локальные центры тестирования. В целом инфраструктура предполагает создание Центра русского языка и культуры для детей мигрантов, научных лабораторий по разработке методик преподавания, территориальных региональных обучающих центров в РФ и центров обучения в странах проживания.
В Минобрнауки
«Ъ» сообщили, что представленные в РУДН предложения являются рабочим документом и еще будут обсуждаться и дорабатываться на специальных мероприятиях. Когда будет сформирован итоговый проект, в ведомстве не уточнили.
КоммерсантЪ