Вышивка — один из самых древних и самых массовых видов прикладного народного творчества. В каждом народе, в любой местности женщины с раннего возраста, отдавая много времени и сил, кропотливо, стежок за стежком, украшали одежду, головные уборы и различные предметы обихода потрясающими узорами и орнаментом.
«В нашем Этнографическом музее КФУ хранятся прекрасные, изумительные работы неизвестных мастериц!» – Елена Гущина, доцент кафедры антропологии и этнографии Казанского университета, показывает музейные экспонаты. За стеклами стендов – одежные комплекты и предметы быта народов Поволжья.
Почему люди традиционной культуры придавали такую большую значимость вышивке? Была ли практическая польза от этих узоров и орнаментов? Об этом и рассказала в интервью учёный-этнограф.
Не для релакса
— Елена Геннадьевна, это все настолько красиво! Видимо, в каждом народе, были одаренные вышивальщицы, которые делали такие произведения искусства?
— Вышивка не была уделом отдельных мастериц. В каждой деревне каждая женщина должна была иметь определенный набор предметов, которые она своими руками украсила вышивкой. Помимо одежды, орнаментами покрывались полотенца, подзоры для кровати и так далее. Конечно, в музеях в основном хранятся элементы праздничной одежды. Во-первых, потому, что будничную занашивали до дыр, во-вторых, этнографы старались собирать для экспозиций наиболее красивые вещи.
Но, надо понимать, что каждая девочка с раннего возраста должна была уметь вышивать, ведь к моменту замужества ей необходимо было иметь не только свое приданое, но и подарки, которые она делала на свадьбе, во-первых, жениху, как правило, расшитую рубаху, а во-вторых, родственникам своего суженого. Все это было регламентировано и прописано.
Это сейчас вышивка – хобби для отдыха и релакса. В то время это был очень большой и кропотливый труд. Ведь тогда были только лучины для освещения, не было таких иголок, как сейчас, вышивали практически на ощупь. Девочки начинали готовить свой комплект приданого с семи лет, и их даже освобождали от некоторых обязанностей, чтобы они успели вышить все необходимое до дня свадьбы. Надо сказать, если кто-то вышивал особенно хорошо, была возможность торговать своими изделиями, например, полотенцами на ярмарке, и это уже было дополнительным доходом женщины.
Требования к качеству были очень высокими. Вот видите, этот марийский свадебный платок XIX века? Нет узелков ни с одной стороны, ни с другой. Сначала делался контур каждого элемента орнамента, как правило, черной нитью, затем он заполнялся внутри, по счету нитей, чаще всего красным, с различными вкраплениями, здесь зеленого цвета. Это характерно для многих финно-угорских народов.
Вышивать начинали ранней весной, до этого пряли, изготавливали нити. Традиционно для вышивки использовали шерстяную нить, которую окрашивали домашними красителями. Позже, в XIX веке, появились покупные нити, например, шелковые. Настоящую революцию произвело появление анилиновых красителей, это вторая половина XIX–начало ХХ веков. Тогда же появляется и мулине.
Даже когда в крестьянской моде в начале прошлого столетия появляются так называемые «парочки» — юбка и кофта, их украшают вышивкой, чтобы добавить индивидуальности костюму!
Еще были особые вышивальщицы, которые занимались золотым шитьем. Это уже были профессионалы. Ведь вышивка золоченой нитью требовала особых навыков. Такие мастерские были, как правило, при монастырях, чтобы изготавливать церковную утварь и одежду священников. А изделия светского применения – головные уборы у русских и у татар, пояса и так далее продавались на ярмарках очень дорого.
Разные и похожие
— Получается, у каждого народа были свои орнаменты и свои техники вышивки?
— На самом деле у всех народов, живущих в Среднем Поволжье, очень много общего в культуре, и вышивка не исключение. Большинство из нас не смогут с ходу сказать, кто именно делал ту или иную вышивку. Похожий набор цветов, одинаковые техники исполнения, близкие элементы орнамента…
Ведь народы, живущие рядом, на одной территории используют примерно одни и те же материалы, те, которые можно вырастить и изготовить в этой климатической зоне. Видят одну и ту же природу, животных. А еще существуют взаимообмен и культурные взаимовлияния. Специалист с достоверностью более 90 % сможет типологизировать – это было сделано представителем народа Поволжья, финно-угорской группы, городская вышивка или сельская.
Некоторые особенности, конечно существуют. Например, у татар вы не встретите изображения животных и людей, это, естественно, связано с тем запретом, который есть в исламе. Видите, здесь оформленный тамбурной вышивкой намазлык – коврик для намаза и для его украшения использованы растительные узоры? А в вышивке русских крестьян, наоборот, часто можно встретить антропоморфные и зооморфные изображения.
Для чувашской вышивки уникальный характерный элемент – розетка, видите, здесь на рубашке, на груди, похожая на ромб?
Вообще, ромб часто в народной вышивке у земледельцев символизировал засеянное поле и означал плодородие женщины. Но многие символы – дерево, роженица, звезды, солнце, цветы – присутствовали у разных народов. Посмотрите – это мордовская женская рубаха, а вот марийская. И тут и там похожий геометрический рисунок, на обеих превалируют красный и черный цвета, на обеих рубахах расшиты одни и те же места – грудь, подол и так далее… И очень часто от посетителей музея мы слышим, что рубахи очень-очень похожи. Специалист, конечно, сможет отличить, ведь у мордвы и марийцев различался сам покрой рубахи.
Красный – красивый
— Значит, народы, живущие в нашем регионе, в вышивке в основном использовали одни и те же элементы?
— Практически у всех народов Среднего Поволжья самым распространенным был геометрический орнамент — ромбы, кресты, треугольники, звезды, завитки. Ведь такие элементы вышивать проще всего. Например, восьмиконечная звезда присутствует у всех финно-угорских народов и у чувашей.
Вышивальщицы черпали свое вдохновение из того, что видели: из природы, очень часто в узорах присутствуют растительные мотивы. Зачастую геометрия и растения переплетались, ведь любое изображение в орнаменте – это стилизация.
Например, традиционный татарский мотив – тюльпан изображался очень символично.
Кстати, исследователи цветочных орнаментов в татарской вышивке выделяют три направления – степь, сад и поле. Городские татары, чей костюм у нас здесь представлен, чаще изображали садовые цветы, и не один-два, а много, собранные в букеты, зачастую переплетающиеся с лозой.
Зооморфные мотивы, которые, как я уже сказала, были не свойственны татарам, есть практически во всех остальных народах – у русских, мордвы, марийцев и так далее. Они любили изображать уточек, голубей, павлинов. Но, естественно, так же очень символично, весьма условно.
Также практически у всех присутствует солярный символ. Ведь любая вышивка – это пожелание блага. А что важно для земледельца? То, что приносит жизнь, дает урожай.
— Цвет вышивки тоже результат вдохновения природой?
— Пожалуй, самая распространенная цветовая гамма – красная. Цвет жизни, цвет солнца, синоним красоты. Многие думают, что красный цвет характерен русским орнаментам, это не совсем так. Посмотрите на все эти костюмы, практически везде красный цвет доминирует. Вот татарское домотканое полотенце, выполненное в технике браного ткачества. Видите, как много красного? Чтобы получить насыщенный красный цвет, использовали чаще всего марену. Но в разных регионах нитки окрашивали разными составами. И применяли разные оттенки – от интенсивно насыщенного бордового до бледно-розового. За счет этого получался очень интересный эффект.
Чистота – лучшая красота
— Вы говорили, что нанесение таких узоров – большой труд. Неужели все эти затраты только ради эстетики?
— Вышивка – это, конечно, украшение. Посмотрите, насколько искусно декорируется грубое домотканое полотно. Как маскируются швы, места стыковки ткани… Но эстетическая характеристика не самая главная. Эти узоры очень информативны для человека традиционной культуры. Это нам трудно бывает отличить орнаменты одного народа от другого, а наши предки все это легко считывали: какой этнической принадлежности этот костюм, какая территориальная группа, замужняя ли это женщина, есть ли у нее дети, по вышивке это можно было понять, то есть эти орнаменты были своего рода паспортом.
Кроме того, вышивка демонстрировала всем, какая перед ними хозяйка, хорошая или нет. Ведь что больше всего ценилось в невесте? Не красота и не богатство, а то, какая она хозяюшка! Рукодельница, аккуратная, трудолюбивая. Это все отражено в народном фольклоре, именно такие качества воспевались в песнях. На это обращали внимание в первую очередь при всех социальных контактах. Сначала на праздниках, когда могли несколько сел собраться вместе и парни смотрели на девушек, потом на сватовстве, когда приходили в дом будущей невесты и подмечали, во что одета девушка, как украшен ее костюм, ну и на свадьбе, конечно, невеста должна была впечатлить гостей и новую родню своим рукоделием.
Вот на этом стенде вышитые русские рушники. Видите, надпись: «Чистота – лучшая красота», это как раз выражает, насколько важны были качества хорошей хозяйки.
И, наконец, кроме красоты и информативности третий момент – охранительная функция. Где именно на одежде располагали вышивку? Горловина, грудь, плечи, подол, обшлага рукавов. Это было связано с древними представлениями, когда все отверстия на одежде должны быть «закрыты» – защищены от болезней, «злого глаза», то есть в тех местах, где воздействие может особенно навредить. А орнамент призван был защитить жизнь и здоровье, детородную функцию и так далее.
Но эстетическое, информативное и обережное значения вышивки распространялись не только на одежду, но и на другие предметы обихода. Например, полотенце для человека традиционной культуры несло большее значение, чем сейчас, – просто вытереться. Это и предмет декора, часть костюма, особый подарок, имеющий сакральное значение. В общем, полотенце играло важную роль в обрядовой жизни и именно поэтому богато украшалось вышивкой.
Хотя исследователи говорят, что к XIX веку сакральное и тематическое значение вышивки уже мало кто мог объяснить. Вышивальщица обычно перенимала орнамент от своей матери, добавляла какое-то свое видение красоты в узор, зачастую не спрашивая, что означает тот или иной элемент.
Только факты
Чувашский орнамент – кеске
На уровне груди по обе стороны разреза на рубахах замужних женщин чуваши вышивали крупные, симметрично расположенные, звездообразные узоры кеске. Вышивку делали шелковой или шерстяной нитью на праздничных рубахах. Орнамент кеске был разнообразным, каждая вышивальщица вносила свои изменения в узор. При этом основной принцип вышивки оставался таким: это был восьмиконечник, где от центра идут два наложенных друг на друга крестом лучей.
Нагрудная вышивка соответствовала положению женщины: на рубахах замужних женщин вышивали два кеске, а на девичьих рубахах вышивка делалась только на левой стороне груди. У вдов, как отмечает ряд исследователей, у некоторых чувашей на рубахах поверх кеске нашивалась диагональная полоса.
Только факты
Удмуртский орнамент – восьмиконечная звезда
Интересен «лунный орнамент» северных удмуртов в виде восьмилучевой звезды. Такой узор вышивали на свадебных нагрудниках – кабачи. Считалось, что без такого нагрудника нельзя играть свадьбу. Кабачи надевался невесте по приезду в дом жениха.
Восьмилучевая звезда представляет собой устойчивый образ в культурной традиции многих народов Евразии.
В удмуртской мифологии луна ассоциируется с образом матери/женщины, в то время как солнце уподоблялось отцу/мужчине. Восьмилучевая звезда вышивалась шелковыми нитями насыщенного кирпично-красного цвета и была знаком плодородия и воспроизводства, символом благополучия и изобилия.
Сейчас этот узор изображен на гербе и флаге Удмуртской Республики и воспринимается как солярный знак, оберегающий от несчастий.
Только факты
Орнамент – птицы
Образ птицы обычно обобщен, и трудно определить конкретный вид. Но достаточно точно можно разглядеть петуха по гребню, бородке и изогнутому хвосту или павлина с характерным для него опознавательным признаком — пышным хвостом. Причем павлин по народным представлениям русских крестьян был обычно женского рода – пава («Барыня павой плывет»). В русском фольклоре пава – жар-птица, также была связана с солнцем и началом нового. Петух в народной традиции символизировал победу света над тьмой: он своим пением приветствовал восход солнца, прогонял мрак и пробуждал к жизни природу после ночи и сна.