Сегодня в рубрике портала «Национальные истории» ещё одна судьба.
Во Вьетнаме Георгий Ходжаев сформировал первый в истории этой страны скрипичный класс; стал инициатором, организатором и первым директором средней музыкальной спецшколы при Казанской консерватории и многое другое.
Эмоционально говоря об этом в интервью, активист национально-культурной автономии армян Татарстана Мария Хачатурян демонстрирует несчетное число фотографий, газет, наград, депутатских удостоверений. «Я считаю, что имя прославленного, талантливого скрипача незаслуженно забыто, – утверждает она, – и делаю все возможное, чтобы сохранить о нем память».
— Георгий родился 24 июня 1931 года в Баку в семье Христофора Степановича и Лии Арсентьевны Ходжаевых, – рассказывает Мария Михайловна. – Отец был адвокатом, преподавателем Азербайджанского государственного университета, а мать – кандидат химических наук, заведующая лабораторией Азербайджанского института материнства и детства.
В 8 лет мальчика отдали в музыкальную школу-десятилетку, откуда лежал прямой путь в Азербайджанскую консерваторию. Именно здесь Георгий учился по классу скрипки до 3-го курса. После этого переехал в Ереван, где с отличием окончил местную консерваторию. Поработав несколько лет в Ереванском оркестре, талантливый скрипач поступил в аспирантуру Ленинградской консерватории, попал в класс известного и признанного мастера, профессора Эйдлина.
— По окончании аспирантуры Ходжаева направили во Вьетнам, — продолжает Мария Михайловна. – И представляете, за один год, проведенный там, он сформировал первый в истории этой страны скрипичный класс! Позже именно его ученики составили костяк национального симфонического оркестра и педагогического коллектива Ханойского музыкального училища. Вьетнамское правительство вручило Ходжаеву медаль «Дружба» как знак уважения и благодарения за проделанную работу.
В 1959 году возвратившегося из Вьетнама Георгия направили в Казанскую консерваторию на должность старшего преподавателя. Но неутомимый армянин не только читал лекции и выступал с концертами, он поставил себе цель – найти музыкально одаренных детей со всей республики. Когда их было нужное количество, Георгий Христофорович собрал лучших педагогов, «отвоевал» здание для учебы и проживания и в 1960 году стал директором средней специальной музыкальной школы при Казанской консерватории.
Но его внемузыкальная деятельность не ограничивалась только работой в спецшколе. С 1963-го по 1967 год Ходжаев дважды избирался депутатом в райсовет Советского района Казани. При этом не прекращал трудовую деятельность в консерватории, где стал доцентом кафедры струнных инструментов. В 1971 году Президиум Верховного Совета ТАССР за заслуги в подготовке квалифицированных кадров и пропаганде советской музыки присвоил Георгию Христофоровичу звание «Заслуженный деятель искусств ТАССР».
Ходжаев находил время и для просветительской деятельности: в школах и училищах читал лекции о музыке, немало произведений записал для фондов радио, много концертировал, организовал студенческие оркестры, ансамбли.
— В 1978 году Георгия Христофоровича как опытного специалиста направили в Сирию, – акцентирует Мария Хачатурян. – Там он вел скрипичный класс в консерватории города Алеппо. За три года работы подготовил 17(!) скрипачей.
Вернувшись в Казань в 1981 году, он продолжил работу в консерватории, выполняя обязанности профессора кафедры струнных инструментов, затем – заведующего кафедрой камерного ансамбля. Руководство консерватории оценило его работу и в 1990 году выдвинуло на ученое звание профессора.
Одновременно Георгий Христофорович много выступал с симфоническим оркестром Татарстана, оркестром народных инструментов. Впервые в Казани с его участием прозвучал тройной концерт Бетховена. Почти все скрипичные произведения татарских композиторов 60-х годов прошлого века обязаны Ходжаеву своим премьерным исполнением. Он был вдохновителем и организатором вечеров старинной музыки. Долгие годы был автором и ведущим цикла передач о Казанской консерватории на местном телевидении. Также был постоянным членом жюри Всероссийского конкурса скрипачей, участником пленумов и съездов Союза композиторов СССР.
Но в 59 лет Георгий Христофорович тяжело, смертельно заболел. Но даже это не помешало ему прийти на вступительные экзамены, его интересовал уровень подготовки будущих студентов, хотя он понимал, что вряд ли ему придется работать с ними…
За 31 год своей работы он смог подготовить 50(!) скрипачей, которые сейчас работают в городах России и за рубежом. В его классе воспитывался первый за 40-летнюю историю Казанской консерватории лауреат международного конкурса скрипачей, лауреаты Всероссийских конкурсов, дипломант Всесоюзного конкурса!
Наиля Билалова, журнал «Наш Дом Татарстан»
ФОТО из архива Марии Хачатурян