Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Зорин: «Мы должны знать обычаи и традиции народов, рядом с которыми мы живем»

Зорин: «Мы должны знать обычаи и традиции народов, рядом с которыми мы живем»

admin 05.04.2017

(5 апреля 2017) Член президиума Совета по межнациональным отношениям, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, профессор рассказал о современных этноконфессиональных проблемах, вспомнил историю и политических деятелей 90-х.

IMG 0325

В беседе были затронуты как темы межконфессиональные, так и исторические события, к которым имел непосредственное отношение Владимир Зорин.

— Вы работали вместе с Борисом Николаевичем Ельциным, поэтому мы не можем вас не спросить, каково ваше отношение к нему как к политическому деятелю. Существует две точки зрения. Первая — это был недееспособный человек, который на рубеже «девяностых» — «нулевых» уже ничего не решал. Другая — этот человек удачно притворялся и в действительности крепко держался за власть. Достаточно трезво оценивал то, что происходит вокруг.

— Интересный вопрос. Но он не может быть кратким. У меня отношения с Ельциным свои. Они имели свою историю. Первый раз я с ним столкнулся в Ташкенте (Зорин работал в ЦК Комсомола Узбекистана, ЦК Компартии Узбекистана. В 1987-1991 годах член ЦК КП УзССР. В 1986-1993 годах избирался народным депутатом Верховного Совета Узбекской ССР, — Ред.). Тогда он приехал на пленум ташкенского Горкома партии – в качестве секретаря ЦК КПСС.

А я работал в партийных органах и со стороны ЦК партии Узбекистана курировал, организационно обеспечивал его поездку: график, объекты посещения разные контакты. Он уже тогда был известен поездками в общественном транспорте, посещениями магазинов, автобусных остановок в часы пик. Это был непростой пленум. Тяжелый. С одной стороны — начало перестройки в стране, с другой непростая обстановка в республике: оздоровление, борьба с негативными явлениями, Гдлян, Иванов… А высокий гость из Москвы тогда выступил очень резко о порочном стиле партийного руководства, критиковал привилегии партийной элиты города и республики. Причём отдельные высказывания можно было трактовать двояко и в республиканский, и в союзный адрес.

Запомнился тот пленум одной интересной деталью. Москвичи попросили в рабочую комнату президиума поставить телевизор, чтобы видеть, как освещается визит. Но по каким-то причинам в комнате президиума телевизор не работал. Тогда Борис Николаевич пришел к нам в помещение, где сидели работники, которые обеспечивают организацию пленума. И сказал: «Включите мне телевизор!», ему ответили: «Телевизор не работает». Борис Николаевич подошел, посмотрел, повернулся и своим грозным голосом говорит: «Проволока есть?». Ему принесли проволоку, он ее воткнул в телевизор, и тот заработал. После этого он произнес: «Работать надо». Посмотрел вокруг и вернулся в рабочую комнату президиума.

— Но вы тогда работали в ЦК партии.

— Да, в ЦК партии Узбекистана. Но кто я был такой? Всего лишь инспектор. Но он меня запомнил. То есть у него была хорошая память на людей. Как я сейчас понимаю, ему было важно, чтобы слова с критикой в адрес партноменклатуры не вырезали при трансляции. Про то, что у него была задумка начать атаку на партийную бюрократию, мало кто знал, и это было неожиданно, особенно для ташкентцев. В последующие годы у нас были разные встречи. Я уже в Москве работал. Сопровождал [первого] президента [Узбекистана Ислама] Каримова. В рамках этого сопровождения мне пришлось неоднократно видеть Ельцина.

Еще один был эпизод с точки зрения «не так сели». В 1996 году в Москву на переговоры приехал [Зелимхан] Яндарбиев (чеченский террорист, активный участник сепаратистского движения в Чечне. В 1996-1997 годах исполнял обязанности президента самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия — Ред.). Яндарбиев потребовал у протокола, чтобы они с Ельциным сидели друг напротив друга. На равных. Дискуссия ещё продолжалась, когда Ельцин вошёл в комнату. Он по-хозяйски предложил Яндарбиеву занять своё место и со словами “Мы с Вами не равные” сел во главе стола.

— Есть версия, что 19 августа 1991 года Ельцину позвонил Владимир Крючков (в 1988-1991 гг. председатель КГБ СССР, — Ред.) и якобы предложил ему занять должность президента СССР, но Ельцин отказался. Вы в это верите или нет?

— К тому, что мною сказано мне добавить нечего. Я не знаю, кто и кому звонил в ту ночь… А если бы и знал, не стал бы комментировать. Потому что здесь многие потом себя обеляли, очищали и так далее… Но я думаю, что Крючков не мог решить вопрос назначения Ельцина президентом СССР. Была ведь и позиция национальных лидеров, её нельзя было не учитывать.

— А 19 августа 1991 года во время августовского путча вы где были?

— В те дни я работал в Москве заместителем представителя президента Узбекистана при президенте СССР. И поскольку все были заинтересованы в нашей позиции, то нас, представителей тогда ещё союзных республик, везде принимали, в том числе и в Белом доме. Пропуска кремлёвские действовали, поэтому я многое наблюдал своими глазами.

— С вашей точки зрения события тех дней санкционировал Михаил Горбачев? Многие говорили: «Горбачев нам дал команду, а сам потом хотел вернуться в Москву победителем». Как вы считаете, это так?

— Наверное, это вопрос не ко мне. Есть разные точки зрения на эти трагические события. И здесь можно лишь соглашаться с кем-либо, или не соглашаться. Считаю, что проект нового союзного договора был реальным шагом к сохранению СССР. Я был членом комиссии по его разработке от Узбекистана и даже выступал на её последнем заседании (за несколько дней до августа) в поддержку. Не хочу ничего придумывать, но Горбачёв, как мне казалось, был искренним сторонником сохранения Союза. Но остаться Президентом СССР без КПСС, ВПК и КГБ уже было нельзя. Далеко не все сторонники реформ понимали, что это все взаимосвязано.

— А Ислам Каримов хотел независимости?

— Из центрально-азиатских республик никто не хотел. Все оказались [поставлены] перед фактом, когда их после Беловежской Пущи просто отпустили на вольные хлеба. Ведь тогда же считалось, что Россия всех кормит. Например, я пытался как-то объяснять коллегам на заседаниях комиссии по проекту Договора, говорить, что нет — это не так. Россия действительно, конечно, кормит, помогает, но это взаимовыгодный процесс. Это единая экономика. Возьмите, например, Узбекистан. Республика получала хлеб, картофель, технологии. Я, когда в ЦК партии работал, одно время занимался этими вопросами и ездил заготавливать картофель в Белоруссию и в Татарстан, а в Москву и Казань мы поставляли ранний лук и овощи.

Но в основном поставляли хлопок, в том числе тонковолокнистый, который был основа космической промышленности и важный компонент производства взрывчатки и парашютов. Я уже не говорю о текстиле. И вдруг однажды в один замечательный день правительство Бориса Николаевича Ельцина говорит: «Ребята хлеба для вас нет, зерна для вас нет, идите на международную биржу и покупайте». Вот один из первых таких шагов, которыми занималось представительство Президента Республики Узбекистан в Москве, после августа, ближе к осени, стал поиск поставщиков зерна. А когда Исламу Абдуганиевичу Каримову это сказали, он ответил: «Ну, что же, тогда пусть они покупают хлопок на ливерпульской бирже». Вот то, что реально было.

— Что в эти годы спецслужбы делали. Часто в последнее время мы слышим высказывание от различных людей, что развал СССР проходил под контролем КГБ.

— Не могу этого сказать. Я считаю, что они добросовестно добывали информацию. Но после Сталина они уже не были политическими игроками, понимаете?

— Следуя вашей логике, если тогда КГБ не имело политического влияния на государственную систему, то сейчас, наверное, прямо противоположное явление?

— Нет, не прямо противоположное. Все равно они [спецслужбы] приходят с докладами к власти, действуют по указанию власти. Если власть согласна с их решениями или предложениями, она их реализует. То есть, понимаете, это немного другое. Просто сейчас другая власть и другой лидер государства, который считает и который понимает, какой материал — материал реальный, а какой виртуальный. Там же тоже разные [материалы] бывают, да? Там разные источники информации.

— Почему тогда сегодня наше государство называют «полицейским» и очень часто сравнивают со «сталинским» периодом. Мы слышим, что у нас «сталинский» — «путинский» режимы, что нет свободы. Как вы считаете, эти высказывания делают для того, чтобы заработать себе какие-то очки или это действительно так?

— Так разговоры о гибридных войнах — это не досужие домыслы. Все, кто смотрит телевизор или пользуется интернетом, — уже их участник. Или объект, или субъект, или волонтёр. Мы часто не задумываемся, когда ставим значки на прочитанных материалах, в чью копилку ложится наше мнение. Пора забыть о сравнениях со сталинизмом, у нас демократическое государство с ответственным гражданским обществом. Я вам скажу простую вещь. Можно ли себе представить во времена Сталина, чтобы какая-то газета, источник информации, например, разместили такой материал, какие Навальный ваяет?

Сейчас не будем Владимира Владимировича Путина трогать. Для меня Президент — сакральная фигура. Ну, а любой глава государства — это все-таки помазанник. Так не бывает, чтобы такие вещи происходили случайно. Также как Михаил Романов, мальчишка 16 лет. Вдруг к нему пришли и сказали — иди, это твой долг перед Отечеством. И возникла династия, при правлении которой Россия 300 лет собирала земли и сосредотачивалась.

Так вот вернемся к вашему вопросу. Это позиция Президента, который принимает решение на основе самой разнообразной информации, в том числе и подготовленной спецслужбами. И я думаю, что не по всякой информации принимаются какие-то меры. Вспомните Юлиана Семёнова, есть, например, «информация к размышлению». А что касается свободы слова, то, не говоря о социальных сетях, ряде федеральных и региональных СМИ, давайте вспомним «Эхо Москвы», телеканал «Дождь», РБК, «Форбс» — они же занимают самостоятельную позицию.

IMG 0302

— Владимир Юрьевич, хотели вас спросить вот еще о каком деятеле — Борис Абрамович Березовский. Он тоже принимал участие в чеченском процессе. Вы с ним встречались?

— Да, я с ним встречался. Одно время мы даже сотрудничали. Потом наши отношения испортились. Он очень активно вмешался [в чеченский вопрос] и по ряду его аспектов наши мнения стали не совпадать. А ведь я какое-то косвенное отношения к тому, что он пришел на эту работу, имею.

— Вы говорите сейчас о должности первого замсекретаря Совета безопасности России?

— Ну да. Косвенное, но имел. В «девяностые» я ездил в Боснию и Герцеговину (с 1992 по 1995 год там шел острый межэтнический конфликт между вооружёнными формированиями сербов, мусульманами-автономистами, боснийскими мусульманами и хорватами, — Ред.), где местный конфликт урегулировал Ричард Холбрук (американский дипломат, — Ред.). По возвращении рассказываю Виктору Степановичу Черномырдину (премьер-министр России, — Ред.), вы знаете, кто такой Холбрук? «Да ну, этот финансист, банкир и дипломат», — отвечает мне Черномырдин. А я ему парирую: «А вы знаете, что он сделал?». «Что?», — уже с любопытством уточняет Виктор Степанович. Сделал простую вещь, говорю я. Холбрук обрубил каналы финансирования конфликтующих сторон и принудил их экономически к миру. Там, конечно, было и многое другое, но вот именно в этом главная суть заключалась. Ну, Черномырдин меня так вполуха выслушал, и вроде как бы все забылось.

Через какое-то время появляется Березовский. Ну, так как я мониторю ситуацию, я в курсе событий. Вижу, что Березовский начинает там какие-то игры свои. В частности, он очень хотел, чтобы я поддержал его деятельность по выкупу заложников [из чеченского плена] публично. А у меня была информация, что там все уже не так и не эдак. Поэтому я с большим подозрением наблюдал за этой деятельностью и воздерживался от аплодисментов. Они ко мне с разных сторон заходили. Там вплоть до того, что: «У вас сын с вами был в Чечне, и если б его взяли в заложники, вы бы не заплатили бы выкуп?» и так далее. Всякое было. Неприятно. Но отношения начали портиться.

И я однажды говорю Виктору Степановичу. Ну, вот такая есть информация, что… Он отвечает: “Ты же хотел Холбрука? Другого «холбрука» у нас не нашлось. Кстати, Березовский сам предложил свои услуги, сам захотел». Даже посмеялись.

Но вот так получилось, что наш разговор [с Черномырдиным] оказался в этом мейнстриме.

— Конфликт в Чечне был инспирирован искусственно?

— Там в основе лежало все-таки чувство обиды. До конца неразрешенный вопрос, связанный с депортацией. Он все-таки был и существовал все время. Тем более, что реабилитация народа в полной мере осуществлена не была. У наших западных партнёров было искушение сходу развалить или ослабить Россию, пока она не осознала до конца новую историческую реальность. Конечно, я думаю, что приложили руку и лица заинтересованные в нестабильности ситуации внутри страны. Нельзя исключать, что просто у Джохара Дудаева закружилась голова, и он подумал, что действительно, может стать самостоятельным политиком, самостоятельным лидером. А что касается оружия… Тогда на всем Кавказе было оружие. Сказать, что кто-то специально, целенаправленно… Я думаю, что просто зарабатывали на этом.

Тут многофакторное явление. Не могу назвать конкретный институт или конкретную фамилию, которые «раздували» этот конфликт. Многие силы были заинтересованы в нестабильности на Кавказе и ослаблении России.

— У Виктора Степановича, с вашей точки зрения были президентские амбиции?

— Скорее всего — нет. Никогда. Он видел свое место в истории там, где он находился. Он прекрасно понимал страну как хозяйственник и патриот. Даже поведение его в момент, когда делали операцию Борису Николаевичу, говорит об этом, что никаких амбиций президентских у него не было. Это уже написано во многих мемуарах.

Ну, а Борис Николаевич… хочу вернуться к нему. Это сильный человек, сильный руководитель. У меня был момент с ним, когда после вручения мне Ордена Дружбы, он подошел ко мне. Не знаю, почему выделил из награждённых. И я с ним разговаривал, как тебе сказать, отстраненно, воспринял жест Президента как формальность, как ритуал. Он это уловил. И потом ко мне подходит [Владимир] Шевченко (руководил службами протокола президента СССР Михаила Горбачёва и президента России Бориса Ельцина — Ред.). «Идемте, с вами хочет поговорить Борис Николаевич». Ельцин пригласил, посадил напротив и начался разговор.

— А что за разговор?

— О Северном Кавказе, о ситуации в Чечне, о положении дел в Государственной Думе.

— В мемуарах хотя бы напишите.

— Ой, не знаю. Аркадий Иванович Вольский однажды сказал мне: «Никогда не пиши мемуары. Я тоже не буду». Наверное, он был прав. В мемуарах начинаешь или себя облагораживать или…

Но вернёмся к приёму у Главы Государства, который говорит: «Ты что думаешь, я тебя не знаю?». И в первую очередь напоминает ташкентский эпизод с телевизором. А затем задаёт совсем неожиданный вопрос, правда ли, что меня представляли к награждению Орденом Мужества, а я попросил, если возможно, заменить его на Орден Дружбы. «У Ордена Мужества статус выше, почему отказались?», — спросил Президент. Я объяснил, что настоящее мужество проявляли наши военные, внутренние войска, чеченские патриоты, которые с оружием в руках противостояли террористам и сепаратистам. Нам, гражданским людям, даже неловко равняться с ними. Борис Николаевич как-то тепло одобрил моё пояснение: «Я с удовольствием подписал вам Орден, потому что ценю вашу деятельность по решению кризиса в Чеченской Республике». Словом, интересный разговор у меня с ним был. Такой. Я его на всю жизнь запомнил.

— А если касаться персоны Евгения Максимовича Примакова. В 1999 году еще до того, как Ельцин объявил о назначении Путина и.о. премьер-министра, ведь он же тогда был фаворитом. Весь губернаторский корпус его поддерживал. Если бы он стал президентом?

— Но он не был фаворитом у Первого Президента. Поэтому я не рассматриваю вариант «если бы».

— Но ведь у него как у аппаратчика были сильные позиции.

— Вы меня спросили. Я вам сказал, что Борис Николаевич не допустил бы. Он для этого его и отправил в отставку, чтобы лишить административного ресурса. Чтобы выбить его и губернаторский корпус из выборной кампании. Ну, а сам Евгений Максимович Примаков — системный человек и государственник.

— А тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков? Мог?

— Спросите у Юрия Михайловича, он жив и здоров. Но хочу напомнить лишь один факт. Когда Виктор Степанович Черномырдин был выдвинут вторично на должность премьера, во втором туре голосования московская часть фракции «Наш дом Россия» в решающий момент заявила, что «мы голосуем за свободное волеизъявление по кандидатуре Виктора Степановича Черномырдина», а это значит, что единой позиции уже не было.

— Расскажите, пожалуйста, об отношениях с Минтимером Шаймиевым. Когда вы с ним познакомились?

— Я его еще помню по работе в советское время. Я вам говорил, что ездил, заготавливал [в Татарстан картошку]. А вообще первое серьезное совместное действие было в ходе нашей поездки на конференцию в Гаагу. Мы пытались решить мирным образом [чеченский конфликт]. Вот мы с ним вместе летели, много общались. Поняли, что понимаем друг друга. И с этого момента [общаемся]. Вся команда, которая тогда летала с ним, до сих пор мы поддерживаем добрые отношения.

— Говорили, что Шаймиев выполнял какие-то непубличные миссии в ходе переговоров во время чеченской кампании.

— Да, он был включен в этот процесс. Я не хочу комментировать, с кем он персонально встречался. Но он прилагал большие усилия по урегулированию этого кризиса. И сделал очень многое, я считаю. Во всяком случае, по смягчению позиций сторон, по снижению количества жертв, по организации переговорного процесса.

— А он это делал по поручению Ельцина или это была его личная инициатива?

— Прежде всего, это личная гражданская позиция. Она была востребована как обществом, так и властью. Ну как же?! Тогда многое согласовывалось, как и сейчас, с администрацией.

— Кто после вашего ухода остался курировать чеченский вопрос в администрации?

— Я не работал в администрации. Ну, там разные люди были. Но когда в администрацию пришел Владимир Владимирович Путин, он очень активно включился в вопрос территориальной целостности страны и борьбы с вооружённым сепаратизмом.

— Вы Путина с того времени помните?

— Да.

— С момента, когда он приехал в Москву?

— Нет. Он сначала работал в Управлении контроля. Тогда я с ним не встречался. Я с ним встречался, когда он занял позицию заместителя руководителя администрации Президента России. И в этом качестве он стал главной фигурой разрешения кризиса в Чеченской Республике.

— Несмотря на то, что президент все-таки сакральная фигура, я задам вопрос о нем. Вы его помните в те годы и видите, встречаетесь сейчас. Насколько этот человек изменился за это время? И изменился ли вообще?

— Изменился, конечно. Он стал фигурой мирового масштаба. Замруководителя администрации, хотя он и принципиальный, патриот и всё [остальное], но у него свои возможности, своя информация, а [Президент] это уже настоящий лидер государства, который прекрасно знает все нюансы. Владимир Владимирович чудесный психолог и прекрасный аналитик. Он и тогда этим отличался. Это по-настоящему лидер нации, и тут как сравнивать?

— В человеческом плане. Жестче стал, мягче. Стал более дипломатичным, менее категоричным.

— Мне сейчас трудно судить об этом, но я должен сказать, что в то время мне нравилось то, что Владимир Владимирович всегда выслушивал собеседника, очень внимательно относился к его позиции, правда, решения принимал сам, но всегда у собеседника была возможность высказаться. И я думаю, сейчас у него это сохранилось. Но я в закрытых совещаниях сейчас, естественно, не участвую. Однако в том общении, которое с ним бывает в рамках Совета по межнациональным отношениям, он крайне внимательно относится к позиции участников, предоставляет слово практически всем, кто желает высказаться. Например, Президент поддержал моё предложение об учреждении премии за укрепление единства российской нации, о переписи в Крыму, предложение по системе исламского образования в ПФО, по федеральной целевой программе, по проведению года единства российской нации… Знаю и другие важные решения, которые принимались по предложению экспертов.

— Каково сегодня отношение власти к такому явлению, как русский национализм. В «нулевые» годы был такой всплеск, это был некий мейнстрим, он был, конечно, андеграундным. Вот к этому явлению, какое было отношение? Власть заигрывала или наоборот?

— Есть официальная позиция, а есть позиция отдельных людей, отдельных групп в этой власти. Официальная позиция — никогда власть не заигрывала с националистами всех мастей. Но люди, какие-то силы были, которые пытались строить с ними отношения. Но «русский националист», как и любой другой никогда не был авторитетным званием в обществе.

IMG 0331

— Вам не кажется, что слово «русский» за последние годы приобрело отрицательный оттенок…

— Где и у кого? Давай разберемся. Наверное, в 90-е годы так и было, но сейчас ситуация меняется.

— Если кто-то сейчас выйдет на улицу и скажет: «Я русский», то тут же скажут, что он националист.

— В наше время нас воспитывали, что не надо кичиться тем, что ты русский, или узбек, или украинец. А вообще-то кто скажет, кого вы имеете ввиду?

— Я не могу конкретизировать, но люди стесняются называть себя русскими. Не русский, а россиянин.

— Не знаю. Никто таких требований не выдвигал. Во всяком случае, я представляю экспертное сообщество и, будучи в ряде регионов, видел на улице — ходили ребята летом в майках с надписями: «я татарин», «я русский», «я черкес». К слову, статья 26 Конституции РФ гарантирует каждому право на национальную самоидентификацию. Но мы его реализуем, например, в ходе переписи. Надо ли ещё ходить по улицам с плакатами по этому поводу? И ещё неправильно противопоставлять этничность и гражданскую идентичность. «Мы многонациональный народ Российской Федерации» — это первые слова нашей Конституции. А в Стратегии государственной национальной политики одна из основных её целей формулируется так: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), Пункт 17 документа.

Словом, мы ещё пять лет назад договорились, что Россия — это нация наций.

— Вы считаете, следует ли в Конституцию вносить норму об особой роли русского народа?

— Категорически нет.

— Почему?

— Объясню. И я вам объясню, как всем объясняю, если вы не обидитесь.

— Нет, конечно.

— Вот была «сталинская» Конституция, где не было записи о КПСС, была «брежневская» Конституция 77-го года, куда записали 6 статью о направляющей, руководящей роли КПСС. Где Конституция, где 6 статья, где КПСС и где Советский Союз? Разве дело в записи? Вы поймите, кто бы, что бы не говорил о русском народе — это 80% населения. Это большинство. И если бы это большинство было против нашей модели этнополитики, которой кстати более тысячи лет и которая включает политику поддержки этнокультурной самобытности населяющих страну народностей, языков, то никогда бы власть не провела это. То есть какой угодно примените термин в отношении русского народа, именно русский народ создает условия того устройства, в которых мы живем с точки зрения национальной политик и политики вообще. Конечно, есть националисты и в русском народе, и в татарском народе, и у лезгин, и у аварцев. Где хотите. Но это не является мегатрендом. Это не является государственной политикой, линией большинства многонационального народа.

— Можно ли считать национализм в целом отрицательным явлением?

— Да я считаю его отрицательным. Он никогда ни к чему хорошему не приводит. В исторической перспективе всегда все кончается плохо. Любой национализм. Посмотрите на политику Киева в отношении Юго-Востока Украины.

— А когда мы слышим от людей, которые придерживаются националистических взглядов заявления, что они таким образом пытаются сохранить свою самоидентичность.

— Правильно, но что это имеет общего с национализмом? Я понимаю под национализмом возвеличивание своей нации в ущерб других. А то, что я горжусь своим этническим происхождением, горжусь, что я татарин, горжусь тем, что я русский, какой в этом национализм. Я здесь не вижу национализма.

— У национализма есть ответвление — скинхеды. Сейчас в Казани идет громкий процесс по делу скинхедов. Их обвиняют в убийстве студента Республики Чад. Нам интересно понять, какой идеологии они придерживаются? Что вообще движет этими людьми?

— Я бы не хотел погружаться в эту тему. Не настроен ее обсуждать, здесь всё ясно. Конечно, это расизм. Здесь просто надо действовать по закону, и они должны ответить по закону. Что двигает? Двигает невежество, бескультурье. Ну, придумано это, конечно, на том же Западе. И слово это и явление. Английское движение, которое было определенной частью нашей молодежи притянуто.

В свое время они были очень активными. Сейчас активность упала. У всех радикальных националистов. Думаю, юридически судом будет принято решение в соответствии с законом, и я считаю, что весь ход процесса, который я сейчас наблюдаю, говорит о том, что и правовая система, и гражданское общество Татарстана готово дать оценку и отпор этому явлению.

— Можно ли связывать скинхедов с таким понятием, как экстремизм, и судить их за разжигание межнациональной розни?

— Это высшая форма проявления этих понятий! Самая радикальная форма. Потому что у них действие, у них избиение людей. Это экстремизм. Это явление одного порядка.

— Говоря сегодня о проблемах межнационального мира в России, на чем нам — обществу в целом, имеет смысл акцентировать внимание?

— Во-первых, нам всем нужно избавиться от этнокультурного дальтонизма.

— Что это такое, простите?

— Мы должны знать обычаи и традиции народов, рядом с которыми мы живем, и понимать их, уважать, считаться с ними. В той степени, если они не идут в ущерб обществу. Это первое, что нам надо сегодня преодолеть.

Во-вторых, необходимо изменить подход к национальному вопросу. Всем. И институту гражданского общества, и власти, и экспертам. Этот подход я называю фестивально-танцевальным и пожарным. И в этом смысле я должен сказать, что Татарстан отличается позитивным опытом, который республика накопила за постсоветские годы.

Приведу такую цифру: всего сегодня у нас в России на уровне субъектов 871 чиновник работает в области межнациональных отношений и государственно-религиозных отношений и миграции. В Республике Тыва — 2 человека, а это многонациональный регион, Липецкая область — 2 человека, а в Татарстане — 97 (!).

То есть и государственные органы, и гражданское общество в республике понимают важность этого вопроса, сохранили все кадры, специалистов и выстроили стройную систему работы.

— Давайте вернемся на 17 лет назад. Прошли выборы президента. Вы тогда приехали вместе с Сергеем Владиленовичем Кириенко на работу в ПФО. Тогда округ шел по своей сложности следом за Северо-Кавказским. Какая у вас задача стояла здесь в Татарстане?

— Главную задачу поставил Президент. Приведение в соответствие законов, Конституции, не только Татарстана, а тогда всех субъектов Федерации. И практически, если строго следовать Конституции и законам, то единого государства на тот момент, когда Владимир Владимирович Путин стал Президентом первого срока, не было. Я вам приведу такой пример, нейтральный. Республика Тува. В ее Конституции было записано право объявлять войну и заключать мир. Они говорили: «Вы понимаете, когда мы вступили в СССР, мы были союзниками Монголии и объявили войну Японии, и мы находимся в состоянии войны с Японией. Теперь нам надо заключить мир с Японией». Это логика начала «нулевых». И стояла большая сложная работа, чтобы привести всё в соответствие российскому законодательству. Должен сказать, что именно в Татарстане были опробованы модели решения этой задачи, в том числе правовые механизмы. Например, проанализировали правовое поле и в первую очередь начали с простых вопросов, которые могли решить юристы и законодатели РФ и РТ. Сложные вопросы отнесли в третью очередь. Многое решалось путём переговоров, согласительных процедур. Потом родилась идея, почему бы нам не обращаться в суды. Первая реакция была: «Как? Судиться с родным государством?». А потом как-то мы поняли, что это нормальный механизм. Его эффективность была доказана, например, когда была дискуссия о возможности фотографирования на паспорт в платках. В это же время во Франции была та же проблема. Видимо, это все-таки сообщающиеся сосуды. Во Франции разгоняли из брандспойтов женщин, которые ходили по улицам, стучали в кастрюли и сковородки, доказывая, что они должны фотографироваться именно так, а не иначе. Но у нас же обошлось без брандспойтов. Правда, сложный был процесс, длительный. Одно решение, второе, третье. Но в принципе договорились. МВД признало решение высшей инстанции, что можно использовать платки в том случае, если они не мешают идентификации личности. Все. Вопрос был решен. И сейчас единичные случаи, когда люди пытаются сфотографироваться так, как им хочется.

— Вас на эту работу пригласил Сергей Владиленович?

— Да. Я должен сказать, что никогда не пожалел. Считаю, что большая удача была для округа, что [Кириенко] работал здесь, и он заложил все те позитивные наработки, которые потом, кстати, были востребованы на уровне страны. Очень многие моменты. В частности, ярмарки и конкурсы социальных проектов, общественные советы, конкурсы на замещение государственных должностей. Мы вместе с Татарстаном первые подняли вопросы по исламскому обучению за рубежом, о подготовке собственных кадров духовенства традиционных конфессий, о государственной системе мониторинга и раннего предупреждения конфликтов на межнациональной основе.

Вот сейчас говорят — российская нация, российская нация. Мы первые создали здесь комиссию по общероссийской гражданской идентичности и этнокультурному развитию народов Поволжья. Это был 2000 год. Вот вам российская нация. Пока теоретики осмысливали, в округе практически реализовали эту задачу.

— Не так давно мы отмечали третью годовщину присоединения Крыма к России. И много вопросов тогда, в 2014 году относительно этого было у крымских татар. Мы знаем, что и президент Татарстана Рустам Минниханов, сыграл определенную роль в сглаживании острых углов в тот момент. Но сегодня интересно понять, насколько крымские татары адаптировались к жизни в России?

— Татарстан сыграл очень позитивную роль в том смысле, что республика способствовала интеграции крымских татар в этнокультурное и правовое, общественное пространство России. Понимаете в чем беда? Беда была в том, что те 25 лет, что мы прошли до Крыма в национальной политике, Крым жил в других реалиях. На Украине режим этнократический был. И они проводили политику, при которой любая национальная организация рассматривалась как политическая. Как враг, как противник. Поэтому и крымские татары традиционно с властью не очень дружили, не доверяли ей. И все другие народы Крыма тоже. У них в памяти Россия ассоциировалась с СССР. Они не понимали, что сегодня Россия с точки зрения национальной политики другая. И здесь Татарстан сыграл большую роль именно в содействии интеграции. Практически Крым за 3 года прошел тот путь, который мы проходили 25 лет. Россия тоже к современной модели этнополитики не сразу пришла. У нас были разные модели, разные управленческие решения. У нас и министерство закрывали, и органы в субъектах федерации ликвидировали. Татарстан, который сохранял управленческие структуры в области этнополитики, был в числе немногих, кто не поддавался новым течениям. Поэтому Рустаму Минниханову, который ездил в Бахчисарай и Симферополь с первых же дней воссоединения, отводилась роль достаточно серьезная. В этом смысле он оказался продолжателем традиций Минтимера Шаймиева, который всегда в трудной ситуации готов был подставить плечо Государству. Думаю, Минниханов такая же уважаемая фигура для Крыма, как Шаймиев для Чечни.

— В завершении нашего разговора вернемся к сегодняшней повестке. Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов не так давно заявил: «Национальная политика должна быть активно вовлечена в информационную повестку страны в позитивном ключе». Поддерживаете эту точку зрения? Не кажется ли вам, что, если все время говорить только хорошо, то в итоге можно за этими «розовыми очками» не заметить проблем?

— Руководитель ФАДН вообще вопрос поднимает в принципе правильный. Игорь Баринов считает, что в освещении межнациональных проблем в основном превалирует освещение конфликтных ситуаций. Превалирует погоня за какими-то жареными фактами. Я бы добавил, что это трудно отрицать и не менее трудно исправить. Но будем вместе работать над этой задачей. Понимая особенности наших СМИ, перед очередной пресс-конференцией заранее сижу и думаю, чтобы такое сказать, чтобы хоть что-то попало в эфир. То, что я дал высокую оценку этноконфессиональной практике, которая есть в Татарстане, расскажет только ваша региональная пресса. Федеральным СМИ, телевидению эта информация неинтересна. Однако к государственной цензуре возвращаться не будем и будем учиться общению с прессой.

События















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57