Сагит Кодыбаевич Джаксыбаев, казах по национальности и национальный дипломат по призванию. Его путь на татарстанской земле начался в стенах КАИ, продолжился строительством Ассамблеи народов Татарстана. Как удалось построить с нуля национальную политику, и какое будущее ждет дружбу народов, как нравственную ценность, он рассказал в интервью.
В 1963 году я сдал экзамены в КАИ, приехал сюда , в Казань мальчишкой, правда уже 2 года проработав на заводе, 10 класс заканчивал в вечерней школе. По окончании вуза остался в КАИ, начал заниматься наукой. Когда мне было 29 лет я организовал «Отраслевую научную лабораторию динамики и управления экономическими объектами», мы занимались системами планирования электронной промышленности СССР. Я прошел время, когда система планового управления экономики стала умирать, а вместе с ней и моя лаборатория. Преобразовал её в коммерческую контору, привозил в Казань первые компьютеры. Ну, а тут пришли бандиты. Наверное, сейчас их и в живых то нет никого.
Как же ученый занялся национальной политикой в Татарстане?
Наступил 1991 год. Ко мне пришли молодые ребята, казахи, студенты Казанских ВУЗов. Они уже зарегистрировали организацию «Землячество казахских студентов», но они планировал идти дальше, и хотели создать полноценную казахскую организацию. И им нужен был руководитель, они долго присматривались и выбрали меня. Долго меня уговаривали, в результате я стал главой казахской общины. «Главнокомандующим» и идейным вдохновителем тогда был Батыржан Кенжетаев. Он занимался поиском, оповещением, организовывал мероприятия для нас. Мне нужно было собрать их всех.
Какие задачи тогда стояли перед вами?
Чтобы казахи были. Чтобы они были заметны и участвовали в объединении Казахстана и Татарстана. В этом наша работа. Обозначать свое присутствие здесь, оставлять свой след в деле межнациональной дружбы.
Когда вы впервые увидели пример толерантности? Что дружба между народами это не просто высокие слова, а что она действительно существует среди людей разных национальностей?
Вот с этого письма. Мне его передала сестра татарского композитора Максуда Латыпова. Письмо-треугольник с войны. В марте 1943 году его написал казахский поэт Музафар Алимбаев, автор гимна Казахстана. В письме Максуду Латыпову он передал стихотворение, посвященное белорусской девушке, с просьбой написать музыку к этим строкам. В них он мечтал, что скоро он освободит Белоруссию от фашистов, и эту девушку и ее мать, которую немцы угнали в Германию. Вот такая дружба: казахский поэт, татарский композитор и белорусская девушка. Для меня это был первый и очень сильный пример дружбы народов, ярче которого, наверное, и не бывает.
Расскажите, как казахи участвовали в создании Ассамблеи и Дома дружбы народов?
В 1992 году впервые прошел съезд всех народов Татарстана. Это была идея Минтимера Шаймиева — собрать все народы, впервые заявить о республике как о многонациональной земле, где у всех равные права. А я напоминаю, что это было в то время, когда в Казани разгуливали люди в зеленых повязках, требовали свободы, до крови дело доходило. И, конечно же, резолюцией съезда было решение создать ассоциацию национально-культурных организаций республики Татарстан. На тот момент было зарегистрировано уже 9 общин, в том числе и казахская. Именно они и участвовали в создании и работе Ассоциации народов Татарстана, где сейчас состоят 35 общин.
С чего же началась работа по формированию национальной политики в Татарстане, ведь раньше даже не было такого понятия?
Мы начинали создавать общественное движение, целью которого было сделать отношения между народами гармоничными. Чтоб каждый народ чувствовал себя равным, мог изучать свой язык и культуру в Татарстане. Для этого нужно было создавать условия, устанавливать связи с министерствами и госучреждениями. Все это мы создавали.
Как? Просто приходили и говорили: «Вот мы казахи, а вы немцы, давайте дружить?»
Практически. Хотя с немецкой общиной мы уже много лет были дружны. К примеру, на праздник независимости наши девять общин собирались вместе. Все надевали народные костюмы, накрывали столы. И казанцы прогуливаясь, видели нас и удивлялись: «Ох, у нас, оказывается, немцы есть, казахи.» И для татарстанцев это было открытие. А сейчас каждый знает, что Татарстан многонациональная страна и мы этим гордимся.
Как вы видите в будущем работу Дома дружбы народов?
Я вижу роль Дома дружбы народов как материальную базу для НКО. Финансовая и методическая поддержка, и не лишать права голоса нас, национальные общины. А то получится как свадьба без жениха и невесты. Если не будет национальных автономий, некого будет дружить, поэтому главное продолжать работу по национальной политике в том же русле, но не превращать это в бюрократию. Главное, чтобы живой голос и жизнь народов Татарстана осталась.
Что дала национальная политика Татарстану?
Власти Татарстана с полным основанием говорят, что у нас спокойно жить любому народу. И это так. Вспомните, что раньше в республике был один праздник – Сабантуй. Я уговорил Ирину Терентьеву привезти Шаймиева на «Каравон». После его посещения у нас появился еще один национальный праздник. Сейчас это могучий праздник русского фольклора. Уяв, Семык, Науруз, Балтай все эти праздники есть у нас сегодня. И все проходят на государственном уровне. Это народы, которые признаны, их культура ценится ими и другими народами, которые живут на земле Татарстана. Разве этого мало?
Что вы будете делать через 5, 10 лет?
Когда станет тяжело, я уйду, и уеду на дачу, на Яльчик. Сажать буду только фруктовые деревья. И ждать внуков.
Какой совет вы бы могли дать молодому поколению?
Всегда будут люди, которые ищут свои корни, хотят узнать традиции своих предков. Если это сохранять в себе, любить свое и с таким же вниманием относиться к чужому, то мир будет прочным!
Информационный центр ДДнТ