Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Центр социальной и культурной адаптации иностранных граждан
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Что общего между удмуртскими перепечами и русскими пельменями?

Что общего между удмуртскими перепечами и русскими пельменями?

admin 03.07.2021

(3 июля 2021) Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана продолжает цикл информационных материалов, рассказывающий об истории происхождения, традициях празднования и современных особенностях праздников, бережно хранимых людьми.

«Гырон Быдтон» один из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Этот день известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя название может иметь разные: «Гершыд» (буквально: геры шыд, т.е. суп (каша) в честь плуга), «гербер».

В удмуртских селах Татарстана праздник, проводимый после завершения весенней пахоты и сева яровых, называют «Гырон Быдтон» (в переводе с удмуртского – конец пахоты). Он устраивался перед сенокосом.

С этого момента земля считалась «беременной» будущим урожаем и ранить её сохой или лопатой было нельзя. Земледельцы просили богов о добром урожае. Наши предки верили, что если люди веселятся и радуются, то это приятно небожителям. Боги сделают так, чтобы и дожди шли в меру, и солнце теплом баловало.  Обычно это время совпадает с днями летнего солнцестояния.

«Гырон Быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов их Бог «Вось» 1 июня из молитвенного храма «Куалы» улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.

Как и в другие календарные праздники, сначала проходило общественное моление с чтением удмуртских молитв-заклинаний (куриськон) и жертвоприношением, затем проходило традиционное праздничное гостевание взрослых и гулянье молодежи. По обычаю, в дни значительных праздников удмурты приглашали в гости родственников из других деревень. А те, по традиции, звали к себе на угощение.

Гостей праздника угощают ритуальной кашей, которая варится на кострах, и другими удмуртскими яствами. Национальный напиток — кумышка гостям полагается пить из чаши, прикрепленной к концу посоха, который держит в руках хозяйка. Гость руками к чаше и посоху не прикасается, так что приходится выпивать «до дна».

По обычаю, в дни значительных праздников удмурты приглашали в гости родственников из других деревень. А те, в свою очередь, звали к себе на угощение.

Классический «Гырон Быдтон» продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

В Татарстане на республиканском уровне праздник «Гырон Быдтон» возродился в 1998 году. Постоянными и активными участниками праздника являются фольклорные ансамбли и отдельные исполнители из Агрызского, Балтасинского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Бавлинского районов, г. Набережные Челны, г. Казани, Кировской области и г. Можга Удмуртской Республики и

Всех пришедших ждет обширная программа с играми, конкурсами и выступлениями фольклорных ансамблей, которые съезжаются из городов и районов Татарстана, а также Республики Удмуртия. Как правило, одновременно работает несколько концертных и игровых площадок, в том числе детские и молодежные. Кроме этого, в рамках праздника организуются выставки народного творчества, фотозоны, устраивают народные игры, забавы, продажу сувениров, конкурсы гармонистов и частушечников, а еще и состязания на предмет знания языка, традиций, обычаев, истории, культурного наследия удмуртского народа. Не обходится и без посещения удмуртских подворий.

Обычно место проведения праздника делится на площадки:

«Куно корка» для угощения приезжих гостей блюдами удмуртской национальной кухни;
«Шулдыряськон» (центральная площадка) для выступления фольклорных и театральных коллективов;
«Жук сион» для угощения желающих обрядовой кашей;
«Усточикар» («Город мастеров) для удмуртских мастеров национального декоративноприкладного искусства;
«Покчи Гырон быдтон» и «Гырон быдтон шудонъес» для детских аттракционов, спортивных соревнований, национальных игр и конкурсов.

Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы: «Чеберина-чеберай», «Инвожо чеберай», «Айкай кизили» среди девушек и «Усточи пияш» среди юношей.

Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей «Гырон Быдтон», народная кухня, национальные песни и инструментальная музыка удмуртов и других народов Республики Татарстан.

Современный праздник отличается по стилистике и смысловой нагрузке от первоначального. В основе «Гырон Быдтон» лежат языческие верования удмуртов. Сейчас моления как таковые не проводятся: большинство удмуртов Татарстана — православные, а церковные каноны не приемлют исполнения языческих обрядов. В некоторых районах «роль жрецов» выполняют священнослужители церкви, к примеру, священник может освятить кашу. Встречается сочетание обрядов удмуртов и православных традиций.

Единственный район Татарстана, где можно принять участие в «настоящем языческом празднике» — Агрызский. Там в одной из удмуртских деревень сохранилась традиционная религия удмуртов, все праздники проводятся в соответствии с древним верованием.

Важный элемент праздника — народные забавы. В давнее время они служили тренировкой ловкости, силы, смелости на случай возникновения опасности. Сейчас забавы утратили былой смысл, но остаются ярким элементом праздника. Одна из таких забав — «Охота на поросёнка» (в некоторых районах охотятся на петуха). Участники состязания становятся в плотный круг, в центр запускается поросёнок или же петух, кто быстрее его поймает, того и добыча. Среди детей популярен «Бег на лыжах». Для этой забавы на паре лыж делают дополнительные крепления, в итоге на лыжах оказываются несколько человек. Таких команд формируется несколько. Победителями становятся те, кто быстрее добежит до нужной точки.

Во время праздника для девушек проводится конкурс красоты и талантов «Чеберина», то есть «Удмуртская красавица». Для мужчин тоже устраиваются различные состязания — поднятие пня, гири, бег с препятствиями. Неотъемлемая часть праздника — скачки, что роднит «Гырон Быдтон» с татарским Сабантуем.

Концертная программа праздника обговаривается заранее — в ней участвуют профессиональные и любительские удмуртские коллективы из Удмуртии, Татарстана и других регионов России. Помимо каши и кумышки, гостей угощают блинами — табанями, плоскими пирогами — шаньгами, перепечами. Табани — это блины из дрожжевого теста, которые выпекаются на сковороде в печке. Шаньги бывают большие и маленькие — «шанежки». Это открытые пироги с начинкой из творога или картофеля на дрожжевом тесте. Перепечи — открытые пирожки с начинкой из яиц, зелени, мяса и капусты. В отличие от «шанежек» и «табаней», при изготовлении перепечей, тесто используется такое же, как для пельменей. Из него формируются «корзинки», которые заполняются начинкой и ставятся в печку. Пельмени — самое известное удмуртское блюдо, на празднике их тоже можно попробовать.

«Гырон Быдтон» всегда — место встречи родственников и друзей, место душевного отдыха.

В Татарстане проживает сто семьдесят три народа, и почти у каждого есть свои национальные праздники, которые отмечаются на республиканском уровне. Так проявляется уважение к традициям народов, и это помогает сохранять межнациональный мир на земле, где мы живём.

Время, безусловно, оказывает влияние и на сложившиеся веками традиции. Так и праздник, точнее особенности его проведения потерпели изменения.  Как отмечает Марина Иванова — помощник председателя региональной общественной организации «Национально-культурная автономия удмуртов РТ»: «Нынешними особенностями «Гырон Быдтона» является его переходящий характер. Каждый год он проводится на разных территориях. Первое время он проводидся в: Агрызском, Менделеевском, Бавлинском, Балтасинском районах. С 2006 года «Гырон Быдтон» закрепился в селе Ципья Балтасинского района, потом опять стал путешествовать по регионам республики, где компактно проживают удмурты.

В наши дни время фестиваля перенесли с утреннего на послеобеденное, а вместо воскресенья праздник проходит в субботу, чтобы население могло разгуляться. Акцент теперь делается на молодежь — все ново, современно, интересно, и, главное, все переплетается с национальными традициями.

Основной целью праздника является возрождение духовных ценностей, национального самосознания удмуртского народа на основе исторических традиций, народной культуры.

В этом 2021 году республиканский праздник «Гырон Быдтон» при поддержке Министерства культуры РТ, Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана проходит в двух форматах: уже знакомом по прошлому году онлайн формате и привычной, долгожданной для всех зрителей офлайн форме на площадке Агрызского муниципального района Татарстана.

Информационный центр ДДнТ

Continue Reading

Previous: Откуда у каждого бурята личная армия и где нашли «Жемчужину мира»? Узнаем из нового номера журнала «Наш Дом — Татарстан»
Next: Наталья Зайдуллина: «Если ты не болеешь душой за дело, то тебе не место в культуре»














Дни рождения

15 декабря
Наталья Сабитова
26 декабря
Виктор Диц
3 января
Николай Владимиров
10 января
Бейшенбек Муканбетов
12 января
Маъруф Ходжиев
16 января
Бахрам Мустафаев
17 января
Ирина Александровская
20 января
Минтимер Шаймиев
21 января
Иван Егоров
23 января
Кирилл Башаров
banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57