(20 марта 2015) Закрыт въезд в РФ более 1,2 млн человек, нарушившим порядок пребывания в стране. О том, как ФМС следит за мигрантами и почему в России никогда не будет национальных анклавов, рассказал глава ведомства Константин Ромодановский.
— Экономические трудности повлияли на поток трудовых мигрантов в Россию?
— Если не брать в расчет въезжающих с Украины, небольшое снижение количества приезжающих мигрантов есть, но оно несущественное. В первые дни января их число сократилось на 70%. Сейчас снижение числа въезжающих в Россию прекратилось.
Выезд иностранцев по сравнению с прошлым годом увеличился на 14%. Но это связано не с экономическими факторами, а с нашей работой по противодействию незаконной миграции. У нас действует автоматизированная система контроля за сроками пребывания иностранцев, благодаря которой удалось добиться реализации важнейшего принципа — неотвратимости наказания. Такой системы нет даже в странах Европы.
Принцип ее действия следующий: каждый иностранец, приезжающий к нам, автоматически оставляет о себе «след». И анализируя эти «следы», машина направляет сигналы о нарушениях, на основании которых наши сотрудники принимают решения.
Ранее решения о выдворении иностранца с закрытием въезда на пять лет принимали суды, и выносились они в отношении десятков тысяч иностранных граждан. На сегодняшний день мы закрыли въезд для 1 миллиона 240 тысяч человек, нарушавших порядок въезда и нахождения на территории нашей страны. Большинство из них — это представители стран Центральной Азии.
О наведении порядка в миграционной сфере свидетельствуют и показатели въезда-выезда. Ранее на полмиллиона уезжающих приходился миллион приехавших. А сейчас эти показатели близки друг к другу. Так, с начала этого года в Россию въехало на 10-20 тысяч человек больше, чем выехало. До идеальной ситуации, когда к нам будут приезжать и находиться исключительно законно, еще далеко, но к этому сделан очень большой шаг.
— На какой срок правонарушителям закрывается въезд в РФ?
— С 11 января этого года механизм работает следующим образом: если человек превысил максимальный срок пребывания в стране на 120 дней, ему будет закрыт въезд на 3 года, если на 270 дней — на 5 лет. Если иностранец больше года находился на нашей территории незаконно, то на 10 лет. Это касается тех, кто приехал не работать, а с частным визитом.
По статистике, таких около трети от всех прибывающих в Россию. Остальные прибывают сюда работать. Но не все декларируют цель визита как «работа». Поэтому нарушением является и то, если иностранный гражданин, который едет для трудоустройства, при въезде не заявил об этом. В данном случае ему ни патента, ни иного документа, разрешающего трудовую деятельность (для визовых стран) не выдадут.
Этот закон был принят совсем недавно, но уже иностранцев, указывающих при въезде цель визита «трудовая деятельность», стало больше.
— Граждане каких стран в основном едут в Россию? Для всех действуют одинаковые миграционные правила?
— В первую очередь, это Узбекистан, Таджикистан, затем Азербайджан, Армения и Киргизия. Так как Армения уже вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а Киргизия активно к этому готовится, граждане этих государств получили право работать в России без разрешительных документов.
Но сразу хочу подчеркнуть, что свобода перемещения рабочей силы не означает вседозволенность. Наша автоматизированная система в случае нарушения сработает и в отношении граждан из этих стран. Поверьте, мы периодически закрываем въезд гражданам Казахстана и Белоруссии (также входят в ЕАЭС. – прим. ТАСС), нарушившим миграционные правила. Но их количество не очень значительно.
— С Нового года для иностранцев из безвизовых стран отменена система квотирования и введены патенты нового образца. Вы не боитесь, что это приведет к неконтролируемому притоку трудовых мигрантов?
— В первую очередь, необходимо избавляться от бюрократизации процедуры получения возможности законно работать в РФ. Мы ушли от механизма квотирования для граждан из безвизовых стран, и теперь любой может получить документ, дающий право на работу в виде патента.
Для этого в миграционной карте иностранец должен указать цель «работа» при въезде в РФ, соблюсти установленные сроки и оплатить стоимость патента, которую определяет каждый регион самостоятельно. Если субъект РФ считает, что не нуждается в трудовых мигрантах, он ее поднимает. Если же наоборот, она снижается до 1,5 тыс. рублей. Стоимость патента также связана и с уровнем заработной платы в регионе.
Этот процесс только запущен, и за год, наверное, мы не добьемся эффекта. Но я считаю, что мы идем в правильном направлении. Ведь одни регионы, например, Дальний Восток, заинтересованы в привлечении людей, чтобы они там оставались жить и работать. Москва и Петербург заинтересованы в том, чтобы люди приезжали, работали и уезжали, поэтому региональные власти должны иметь возможность влиять на ситуацию. Они же отвечают за состояние межнациональных отношений в субъекте, которые, помимо прочего, зависят и от количества мигрантов.
— Мигранты жалуются на очереди при получении патента. Означает ли это, что миграционные центры не справляются с потоком мигрантов?
— ФМС России получает пакет документов, сверяет его с перечнем, согласно закону, затем мы фотографируем и дактилоскопируем иностранца. Только после этого ему выдается патент. А вот догосударственные услуги — тестирование по русскому языку, истории, основам законодательства, медицинские анализы, страхование и тому подобное — организуют уполномоченные структуры, которые определяет субъект РФ. Если за догосударственные услуги взимается плата, с нее уплачиваются налоги, этим занимаются организации, которым доверяют органы исполнительной власти субъекта.
Основные миграционно напряженные точки – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Санкт-Петербурге для оформления необходимых документов уже давно существует миграционный центр. В Москве и Московской области они открыты недавно. Везде есть плюсы и минусы, но делать резких выводов после двух месяцев работы новой системы патентов нельзя. Надо спокойно и активно работать над выявлением недостатков и определением механизмов по их ликвидации.
— Какой доход уже принесли патенты в бюджет?
— С начала этого года более 1 миллиарда 650 миллионов рублей. Для сравнения, в прошлом году в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в виде платы за патенты поступило 18 млрд рублей. Новая система выдачи патентов, по нашим расчетам, может приносить от 80 до 100 миллиардов рублей ежегодно.
— Во многих крупных городах мира есть места компактного проживания мигрантов. В российских городах такое возможно?
— Нет, этого допускать ни в коем случая нельзя. Если появляются такие места компактного проживания, такие нарушения пресекаются. Легального же района компактного проживания мигрантов, которое было бы санкционировано государством, в России нет и не будет. Той вакханалии, которая была, когда в Москве резали баранов во дворе домов, я надеюсь, будет меньше, а приезжие будут жить по тем правилам, по которым, живут наши граждане.
— А проблема «резиновых квартир», где владельцы за деньги регистрировали больше количество приезжих? Вам удалось победить это явление?
— Я считаю, что удалось. Год назад у нас было порядка 10 тысяч этих квартир, сейчас – всего 1,3 тыс. По ряду лиц, причастных к этим правонарушениям, решения судами еще не приняты, так как должно завершиться следствие, другие установленные законом процедуры.
По моему мнению, в борьбе с этим злом нам помогло бы наличие у работников ФМС функции дознания. Сейчас Федеральная миграционная служба наделена правом административного расследования. Но если мы сможем привлекать не только к административной ответственности, а к уголовной, то это явление искореним.
— Менее года назад вступил в силу закон о том, что гражданин России должен уведомлять ФМС о втором гражданстве или виде на жительство в другой стране. Паспорта каких стран популярны у наши соотечественников?
— Наибольшее количество уведомлений поступило от жителей Москвы и Санкт-Петербурга. У них, в первую очередь, есть гражданства США, Великобритании и Израиля. Причем в Москве больше граждан Израиля, а в Петербурге – США.
Если говорить об общем количестве уведомлений, их на сегодняшний день поступило около 900 тысяч. Мы отсрочили срок их подачи до 2016 года, так как это новое правило пока не всем понятно. Мы сталкиваемся не только с категорией людей, которые, будучи гражданами РФ, получили иное гражданство, но и с теми, кто, будучи гражданином другого государства, приобрел российское гражданство. Человек может добросовестно заблуждаться, думая, что вышел из гражданства прежней страны, но оно формально у него осталось. Здесь нужно быть немного мягче, чтобы у людей было время с этим разобраться.
— Сколько человек привлечено к ответственности за сокрытие второго гражданства?
— Более 70 тысяч привлечено к ответственности за нарушение порядка и сроков подачи уведомления. Это административное правонарушение с наказанием в виде штрафа. У нас за нарушение правил дорожного движения гораздо больше наказывают.
— Помимо системы контроля за мигрантами, ждать ли еще технических новшеств от ФМС? Например, для учета внутренней миграции?
— Наши возможности снижены из-за сокращения бюджетных расходов на 10%. Сейчас мы сконцентрированы на создании Центрального адресного бюро России. Помните, в советское время было Центральное адресное бюро Москвы? Туда можно было зайти, заплатить 4-5 копеек и получить справку о том, где человек живет. Этим активно пользовались правоохранительные органы. Но тогда эти структуры существовали только в регионах и они не были соединены воедино.
Сейчас на федеральном уровне мы создаем систему регистрационного учета граждан, что очень многое даст государству, так как в течение года порядка 1% населения – а это до полутора миллионов человек – переезжает из одного региона в другой.
В то же время доступ к такой персональной базе данных будет регулироваться законом. Тому или иному ведомству будет предоставляться статистический материал без персональных данных, а к персональным данным допуск получат только работники правоохранительных структур.
— Сколько беженцев с Украины сейчас находится в России?
— В экстренно-массовом порядке к нам прибыли порядка 940 тысяч человек с юго-востока Украины, около 300 тысяч из них обратились за статусом временного убежища, порядка 170 тысяч получили разрешение на временное проживание. Они активно включаются в госпрограмму переселения соотечественников. Мы такой механизм нормативно отрегулировали, и в прошлом году 42 тысячи граждан Украины воспользовались этой программой.
В этом году участие в программе приняли уже 18 тысяч. Всего получается 60 тысяч человек – и это приличная цифра. Это люди, которые едут в выбранный ими российский регион на конкретное место работы. Субъекты РФ оказывают им содействие в жилищном обустройстве.
В целом сейчас для граждан Украины действует порядка 480 пунктов временного размещения, кроме того, большое количество украинцев проживает в нашей стране у своих родственников и знакомых. С таким количеством беженцев мы справляемся, отправляем регионам деньги, которые выделяет государство.
По моим оценкам, в прошлом году Россия в пять раз больше выделила средств на помощь пострадавшим от этого конфликта, нежели доноры из ООН.
— Госпрограмма по переселению соотечественников популярна только у жителей Украины?
— В прошлом году по этой программе в Россию переехало 106 тысяч человек, только 40% из них – это граждане Украины.
Я неоднократно раньше отмечал, что говорить о провале этой программы некорректно: большой период времени она выстраивалась, с ней мы прошли кризис 2008-2009 годов. Сейчас в программе задействованы 56 субъектов РФ. Я считаю, что она правильна и полезна, и это не только мое мнение, но и представителей регионов, которые в ней участвуют.
— Будет ли для граждан Украины введен порядок въезда в РФ только по загранпаспортам?
— Россия не пошла на «зеркальные» меры по отношению к Украине и не стала вводить въезд по загранпаспортам. У людей беда, и создавать им дополнительные проблемы – это не по-братски. Уму непостижимо, как разделенный границей населенный пункт можно заставить пересекать по загранпаспортам? Даже с точки зрения затрат и работ для реализации этой нормы это неимоверные средства.
Политики, принимающие такие решения, по-моему, оторваны от общей площадки, которая называется Земля. Самое главное право, которое у нас есть, – это право на жизнь. Я считаю, что частью этого права является право на свободу передвижения. Без свободы перемещения нельзя говорить о полноценной жизни.
Владимир Ващенко, Москва (ТАСС)
Источник: ТАСС