— Идея этого названия в том, что верба — это возрождение, новизна, пробуждение. В широком смысле весна, ясность, теплота, надежда. Все эти эпитеты подходят как для всех кряшенских танцев, так и для нашего коллектива в частности. Этим названием мы обязаны кандидату искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Татарстана Геннадию Макарову», отметил Артурп Поляков. — «Берменчек» поет и танцует уже почти 12 лет. За это время кряшенский коллектив становился лауреатом Всероссийского конкурса «Интерфолк» и Международного конкурса «Алтын майдан», дипломантом международных конкурсов «Дукаст фест» Босния и Герцеговина и «Бююкчекмаджи» Турция.
— Культурное наследие кряшен, — продолжает Поляков, — неоднородно, оно имеет свои региональные особенности. В разных районах отличаются говор, одежда, традиции. И танцы в том числе. Есть разные подгруппы: кукморская, пестречинская, менделеевская, мамадышская, елабужская… В этих регионах кряшены водят хороводы восьмерочкой — сигезле бию.
А вот я, например, представитель алькеевских кряшен, у нас такого нет. Но из-за близости границы с Чувашией можно видеть, что в танцах и в костюмах наши народы друг на друга повлияли. Конечно, любой народ мира выражает себя в своей хореографии: движения, жесты, это все проявление характера и отношений, внутреннего состояния партнеров. Так же и для кряшен танец — это язык общения: если танцуют мужчина и женщина, используется язык любви. Если два мужчины, они соперники, значит, будет демонстрация собственного достоинства. Или, например, при сватовстве есть свои знаки, которые подаются в танце. Когда шли просить руки и сердца, правую штанину заправляли в сапог, а левую оставляли так. И в таком виде танцуя заходили в ворота и потом в дом. И каждый точно знал: сваты идут. Это, кстати, и до сих пор так делают.
Вообще, принципиально для кряшен, что танцуют, глядя друг другу в глаза. И никогда не станут танцевать с тем, с кем поругался и кого недолюбливают. Партнером может быть только тот, кого уважают и любят.
— А какие черты характера присущи кряшенам и как это проявляется в танце?
— Наш народ очень спокойный, позитивный и открытый, и в танце именно это отражается – спокойствие души, нет агрессии, все плавно, с любовью! У нас говорят «салмак ипляпь», то есть тихо-тихо, вот так доводя с оттяжкой движения. В одной из этнографических экспедиций в деревню Таш Кирмень Лаишевского района мы познакомились с самобытным танцем, который назывался каш капию. Он исполняется под звук, извлекаемый ножом из самоварной трубы, так задается ритм. Но главный элемент танца: ноги вообще нельзя поднимать, передвигаться только скользящим шагом.
Есть, конечно, в некоторых танцах топот, подобный тому, как это бывает в марийских или удмуртских танцах, это, я думаю, из язычества осталось, когда таким топотом распугивали нечистых духов. С этим топотом связан один из наших лучших номеров, наша визитная карточка, можно сказать, танец «Лапти» – «Чобота». Когда на международном фольклорном фестивале в Боснии мы представляли Россию, именно его показали. Когда в лаптях, все в унисон, мы наши кряшенские дроби ногами выдавали… Просто порвали зал, – улыбается Артур. — После выступления каждый подходил: «Откуда вы? Что это за обувь у вас на ногах?»
Особенности кряшенских танцев от Артура Полякова:
- Танцы разных подгрупп отличаются.
- Кряшены смотрят друг другу в глаза, когда танцуют.
- Никогда не будут танцевать с тем, с кем в ссоре.