Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Куда смотрят кряшены во время танца?

Куда смотрят кряшены во время танца?

admin 16.04.2020

(16 апреля 2020) Об особенностях кряшенских танцев рассказывает заслуженный работник культуры РТ, директор государственного фольклорного ансамбля кряшен Республики Татарстан «Бермянчек» Артур Поляков.

6V3A0920 copy

— Идея этого названия в том, что верба — это возрождение, новизна, пробуждение. В широком смысле весна, ясность, теплота, надежда. Все эти эпитеты подходят как для всех кряшенских танцев, так и для нашего коллектива в частности. Этим названием мы обязаны кандидату искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Татарстана Геннадию Макарову», отметил Артурп Поляков. — «Берменчек» поет и танцует уже почти 12 лет. За это время кряшенский коллектив становился лауреатом Всероссийского конкурса «Интерфолк» и Международного конкурса «Алтын майдан», дипломантом международных конкурсов «Дукаст фест» Босния и Герцеговина и «Бююкчекмаджи» Турция.

— Культурное наследие кряшен, — продолжает Поляков, — неоднородно, оно имеет свои региональные особенности. В разных районах отличаются говор, одежда, традиции. И танцы в том числе. Есть разные подгруппы: кукморская, пестречинская, менделеевская, мамадышская, елабужская… В этих регионах кряшены водят хороводы восьмерочкой — сигезле бию.

IMG_5467 copy

А вот я, например, представитель алькеевских кряшен, у нас такого нет. Но из-за близости границы с Чувашией можно видеть, что в танцах и в костюмах наши народы друг на друга повлияли. Конечно, любой народ мира выражает себя в своей хореографии: движения, жесты, это все проявление характера и отношений, внутреннего состояния партнеров. Так же и для кряшен танец — это язык общения: если танцуют мужчина и женщина, используется язык любви. Если два мужчины, они соперники, значит, будет демонстрация собственного достоинства. Или, например, при сватовстве есть свои знаки, которые подаются в танце. Когда шли просить руки и сердца, правую штанину заправляли в сапог, а левую оставляли так. И в таком виде танцуя заходили в ворота и потом в дом. И каждый точно знал: сваты идут. Это, кстати, и до сих пор так делают.

IMG_5415 copy

Вообще, принципиально для кряшен, что танцуют, глядя друг другу в глаза. И никогда не станут танцевать с тем, с кем поругался и кого недолюбливают. Партнером может быть только тот, кого уважают и любят.

— А какие черты характера присущи кряшенам и как это проявляется в танце?

— Наш народ очень спокойный, позитивный и открытый, и в танце именно это отражается – спокойствие души, нет агрессии, все плавно, с любовью! У нас говорят «салмак ипляпь», то есть тихо-тихо, вот так доводя с оттяжкой движения. В одной из этнографических экспедиций в деревню Таш Кирмень Лаишевского района мы познакомились с самобытным танцем, который назывался каш капию. Он исполняется под звук, извлекаемый ножом из самоварной трубы, так задается ритм. Но главный элемент танца: ноги вообще нельзя поднимать, передвигаться только скользящим шагом.

Есть, конечно, в некоторых танцах топот, подобный тому, как это бывает в марийских или удмуртских танцах, это, я думаю, из язычества осталось, когда таким топотом распугивали нечистых духов. С этим топотом связан один из наших лучших номеров, наша визитная карточка, можно сказать, танец «Лапти» – «Чобота». Когда на международном фольклорном фестивале в Боснии мы представляли Россию, именно его показали. Когда в лаптях, все в унисон, мы наши кряшенские дроби ногами выдавали… Просто порвали зал, – улыбается Артур. — После выступления каждый подходил: «Откуда вы? Что это за обувь у вас на ногах?»

Особенности кряшенских танцев от Артура Полякова:

  1. Танцы разных подгрупп отличаются.
  2. Кряшены смотрят друг другу в глаза, когда танцуют.
  3. Никогда не будут танцевать с тем, с кем в ссоре.

Журнал «Наш Дом — Татарстан»















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57