Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Центр социально-культурной адаптации иностранных граждан
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Почему сегодня «Великий день» и для чего важно кататься на качелях?

Почему сегодня «Великий день» и для чего важно кататься на качелях?

admin 16.04.2020

(16 апреля 2020) Ответы на эти вопросы можно получить у марийцев в их главный праздник весеннего цикла Кугече, который отмечается сегодня. Редакция нашего портала решила разобраться в истории ритуалов этого древнего языческого праздника.

Кугече отмечается как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем. В переводе с марийского название означает «Великий день». И хотя исконное название языческого праздника сейчас уже утеряно,  наши современники по-прежнему связывают этот день с многочисленными обрядами и поверьями, молениями, почитанием оживающей природы и семьи. Главным обрядом считается изгнание злых духов – келтымашей.

Накануне деревенские жители заготавливают рябиновые прутья (у многих финно-угорских народов рябина считается оберегом от зла), которыми затем хлещут ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме, чтобы изгнать таким образом нечистую силу. Совершая такие  магические действия, обряды очистительного, оградительного и искупительного содержания, моления, поминовения умерших предков, исполняя ритуальные танцы, игры,  марийцы обращаются к природным силам, окружающему миру и надеются на благополучие в семейной и хозяйственной жизни.

К празднику начинают готовиться за несколько дней: моют все стены дома, потолок, стирают белье. Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелют нарядные самодельные дорожки, наводят порядок дома и во дворе, варят квас.

За неделю до…

Каждый день недели, предшествующий празднику, имеет особое значение.

Так, во вторник, называемый «пел кон кече», предки современных марийцев предохранялись от проникновения злых сил, колдунов — запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Обязательно поминали умерших. Расстелив скатерть, поставив полное блюдо ритуальных шÿрашкогыльо (пироги с крупой) произносили молитвы богам. Вечером скотине давали побольше корма. Просили нескончаемую прибыль в хозяйстве: много хлеба, скота, денег, хорошей теплой погоды для озимых. Жители мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родственников. У восточных марийцев принято было проводить в этот день благодарственное моление божествам с вареной конской или бараньей головой.

Среда – «кон кече» являлась днем запретов. Считалось, что несоблюдение запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также, по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай.  Вплоть до 1950-х гг. в большинстве крестьянских семей соблюдались магические обряды и запреты, направленные на обеспечение благосостояния в хозяйстве, здоровья членов семьи и скота, прибыли и урожая, включая ритуальное очищение. В этот день старались встать до восхода солнца. Бытовало поверье, что такой человек становится легким и будет успевать во всех сельскохозяйственных делах. Еще в конце XIX — в нач. XX в., до обеда не разжигали в доме огонь, не кормили скот. Считалось, что иначе уменьшится приплод скота. Можжевельником окуривали членов семьи и приусадебный участок, в лесу завязывали верхушку молодой ели и произносили заговор. Также, считалось, что если затопить в этот день печь, может быть пожар. Если мести двор, комнату или расчесывать волосы, будет буря. Перебирать яйца — значит предвещать град.

Гостям уделяли особое внимание, особенно на первого, кто пришел в дом, так как его приход мог повлиять на плодовитость скота и птиц. Это связано с верой в сверхъестественную связь посетителя с предками, ибо все, что гость говорил, воспринималось как желание воли предков. Доброжелательные посетители говорили только о прибыли, изобилии и богатстве, а недруги — наоборот, о недостатках. В страстную среду также воспрещалось курить.

В четверг – «сорта кече» собравшись со своим родом, в каждом доме поминали умерших родственников. Один из членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы умерших родственников и приглашал их в гости. Ко времени возвращения посланного в избе накрывали стол, расставляли угощение и перед каждым прибором зажигали самодельные свечи из кудели и воска. Если свеча горела хорошо и ярко, это значило, что покойный остался доволен угощением, приемом родных и радовался, а если плохо — выражал неудовольствие и чувствовал себя обиженным. Верили, что души умерших сородичей покровительствуют живых, оказывают влияние на состояние их хозяйства и на семейную жизнь. Хозяева вступали в диалог с пришедшими на праздник душами предков и просили благополучия в жизни, защиты от злых сил. А вечером их провожали.

В пятницу — «кугу кон кече» праздник продолжался. Молодежь устраивала разные игры на улице, качалась на качелях, специально установленных к празднику.

Суббота — «юмынаяр кон кече» был не рабочим днём. Люди готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца.

В воскресенье утром наблюдали как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали бескровное жертвоприношение — кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку.

В понедельник  сам праздник заканчивался совершением обряда Ташламайумаш  с обильным угощением, в том числе, пива из ритуального ковша таш-лама. Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «изиКугече».

2020-04-16-09-55-03

На качелях судьбы…

Одна из основных  традиций «Великого дня»  — катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой,  девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Считается, что влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях. Важно отметить, что дети на них  никогда не качались и в обрядовые моменты малышей не привлекали. Сначала садились пожилые и раскачивались очень высоко, потом молодежь.

Поминальный и ритуальный

С восходом солнца в праздничный день накрывают поминальный стол. На застеленную скатертью поверхность ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья, рюмка с водкой, свечи. Здесь должны быть три самых первых блина, сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные яйца.

Свечи, сохраняя традиции, готовят сами, закручивают льняную веревку в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном в определенной последовательности: недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая — чтоб «дошло» (до умерших).

Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленым гусем.

На Кугече мари пекут подкогыльо в виде полумесяца. Это мясные пирожки. Обязательно подают квас и бульон из мяса птицы. Затем самый старший в доме зажигает большую свечу и произносит молитву Богу — Кугечеюмо. Для гостей и домашних пасхальный стол – это нарядное и уютное торжество, которое отмечают с особым размахом.

Когда настал «Великий день»

Для празднования Кугече марийцы объединяются в родственные группы — сорта рад, (досл. свечной род). Сорта рад объединяет одну или несколько родственных по мужской линии семей одной деревни. Марийцы считали, что человек крепок своим родством, и ценили добрые отношения с близкими, дальними родственниками, равно как и с соседями.

Праздник Кугече начинают отмечать строго в той семье, которая выше всех находится по течению реки. Для этого один из членов этой семьи должен пройтись по Сорта рад и пригласить к себе на праздничное угощение. Все, кто принимает приглашение и участвует в обряде, в свою очередь, тоже должны позвать гостей. Таким образом, праздничные гулянья переходят из одной семьи в другую.

По прибытии всех гостей, их рассаживают за стол. Зажигают свечи, поминают умерших. Начинаются праздничные кушанья. После них и после того, как погаснут все свечи – начинают провожать умерших. Для этого несколько женщин берут с поминального стола яйца и идут на улицу. На улице чистят яйца и символически «провожают» умерших из этого дома к следующему хозяину, принимающему гостей. (Последний принимающий хозяин провожает в сторону кладбища). Женщины заносят яйца домой, ополаскивают в воде, надрезают вдоль на две части, солят и ставят на стол. После этого они еще раз должны подкрепиться. Ритуальные яйца нельзя кушать детям. Все обрядовые действия сопровождаются пением народных песен. Затем все гости идут угощаться в следующий дом. Марийцы верят, что души умерших сородичей покровительствуют живым, оказывают влияние на состояние их хозяйства и на семейную жизнь.

Большие игры…

В рамках марийской обрядности магические свойства приписывались крашеным яйцам. Яйца были также предметом праздничных игр — их ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что тот, кто набирал побольше яиц — самый счастливый. Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что такое яйцо способно отвести пожар.

Истинными хранителями языческого праздника Кугече являются пожилые женщины, жрецы-карты.

Третьякова назначили полномочным представителем Марий Эл в ...

Руководитель Национально–культурной автономии марийцев Республики Татарстан Олег Третьяков рассказывает:

Молодежь сейчас в традиции глубоко не погружается, но обрядам симпатизирует и делает так, как бабушки учили. По данным последней переписи населения в Республике проживает почти 19 тысяч марийцев. Несмотря на то, что марийская община достаточно молодая, ей всего 9 лет, но историю и культуру своего народа люди смогли сберечь и в Советский период и в кризисные 90-е.

Разумеется, сегодня не все представители народа мари являются носителями языческой культуры, но есть те, кто отмечает и Кугече, и православную Пасху. В целом, праздничные и поминальные столы накрывают в 60 % семей. К сожалению, с переездом людей в города и мегаполисы, всё меньше стали ходить в гости и созывать соседей, но собираться близким кругом, было и остается доброй традицией.

Информационный Центр ДДнТ

Continue Reading

Previous: Куда смотрят кряшены во время танца?
Next: Казанский фестиваль мусульманского кино состоится в сентябре














Дни рождения

11 сентября
Анжелика Амирханова
13 сентября
Рафис Хакимов
14 сентября
Александра Калашникова
19 сентября
Фарида Муртазина
20 сентября
Фаниля Хабирова
26 сентября
Рушат Султанов
27 сентября
Габдулахат Хакимов
29 сентября
Радик Гиматдинов
29 сентября
Марат Юсупов
30 сентября
Фарит Мусин
banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57