(27 марта 2017) О том, как жители Татарстана относятся к представителям другой национальности, другой религии и к мигрантам, рассказала профессор Института международных отношений, истории и востоковедения Татьяна Титова.
В основу ее доклада легли итоги ежеквартального мониторинга Фонда «Общественное мнение — Татарстан» за март 2017 года, в ходе которого были опрошены 1,5 тысяч человек, результаты комплексного исследования «Принимающее население и мигранты», проведенного ЦИДЭК в декабре прошлого года, в котором тоже приняли участие 1,5 тысячи человек, и, наконец, опросы в мусульманской и православной среде, которыми были охвачены примерно по 1,2 тысяч человек с каждой стороны.
— Оценка межнациональной ситуации, начиная со второго квартала 2016 года, остается достаточно благоприятной, — отметила Татьяна Титова.
Доля позитивно или в целом спокойно относящихся к представителям других национальностей составила 94 % респондентов. При этом количество убежденных в том, что дружба народов является основной политической и социальной стабильности увеличилась по сравнению с декабрем прошлого года с 55% до 60%.
— Получается, более 50% выбрали позицию «считаю, что дружба народов — это основа социальной стабильности в нашей республике», — подчеркнула Татьяна Титова. — На втором месте — те, кто написали, что ко всем отношение спокойное и что они предпочитают судить о достоинствах и недостатков конкретных людей, а не народа. То есть люди считают, что национальность никоим образом не должна влиять на межличностное взаимодействие.
— Большинство населения республики готовы принять мигрантов, если они будут знать язык, адаптироваться в культуру, не привнося чуждых нам элементов. И если интегрируются в наше общество, — сделала вывод докладчица.
А вот число тех, кто говорил о негативном отношении мигрантов, по сравнению с предыдущим кварталом практически не изменилось и составило 23 % опрошенных. Кроме того, доля татарстанцев, которые считают, что мигрантам в Татарстане живется комфортно, за год увеличилась с 72% до 76%.
— Причем, если сравнить эти показатели с прошлогодними, то мы видим, что они существенно не изменились, — делает вывод Татьяна Титова. — Наше население считает, что Татарстан по-прежнему является привлекательным в экономическом, социально-психологическом регионе для мигрантов.
Что же касается межконфессиональных отношений, то здесь тоже свыше 80% опрошенных оценили ее положительно.
Более 65% мусульман и 71% православных подтвердили, что представители обеих конфессий обладают равными возможностями для реализации своих религиозных потребностей.
— Представленные материалы свидетельствуют о стабильной спокойной ситуации в этно-конфессиональной сфере, — резюмировала Татьяна Титова. — У нас люди разных этнических групп доверяют друг другу, у нас по-прежнему сохраняется достаточно позитивное отношение к присутствию мигрантов.
Мнения
Алексей Махлай, президент АНО «Центр общественно-политических исследований» (Москва)
— Я изучаю эту проблематику в Татарстане с 2005 года. И я уже слышал от многих руководителей, что межнациональные отношения оцениваются в республике, как хрустальный графин. Если будешь с ним плохо обращаться, он разлетится на такие маленькие кусочки, что потом их не соберешь. И это, действительно, так. В республике в самом начальном периоде уловили эту острую проблему — с 1991 года. И я восхищаюсь мудростью первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева, который еще тогда заложил концепцию межэтнических отношений в республике. И сегодня можно сказать честно, что республика является примером для других регионов России по развитию межнациональных и межконфессиональных отношений.
Владимир Зорин, первый зампредседателя Совета Ассамблеи народов России, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям (Москва)
— В республике накоплен уникальный опыт управления межнациональными процессами. И этой сфере уделяется исключительное важное внимание как в деятельности органов власти — законодательной и исполнительной, так и среди экспертного сообщества. После того, как наше государство вернулось в этно-культурную и национальную политику у нас на региональном уровне власти около 870 специалистов, которые занимаются этими вопросами. И вот количество их по субъектам РФ очень различаются. В Туве, например, два человека, Липецкая область — два человека. А самый крупный отряд специалистов — в Татарстане: почти 100 человек. Отсюда и результат, наверное. Вот у нас часто говорят о «ручном управлении» в отрицательном смысле. Не буду спорить. Но в межнациональных отношениях, в вопросах миграции, в государственно-религиозных отношениях эффект дает только ручное управление, основанное на профессиональном знании и взаимодействии, взаимном доверии трех факторов этого процесса — власти, институтов гражданского общества и экспертного сообщества. И такая именно модель действует в Татарстане.
Андрей Манойло, профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ (Москва)
— Татарстан — устойчивый регион. Несмотря на то, что социально-экономическая ситуация в стране и в различных ее частях находится в постоянной динамике движения, Татарстан в этом отношении стабилен. Республика является неким эталоном. Далеко не каждый фактор, который может дестабилизировать ситуацию в других регионах, оказывает влияние на ситуацию в Татарстане. И население республики в основной массе поддерживает и власть, и инициативы, которые идут от президента и правительства Российской Федерации.
Андрей Тузиков, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Академии политической науки РФ (Казань)
— Межнациональные и межконфессиональные отношения — это очень непростой вопрос. Мы живем в условиях информационной войны. Прогресс-регресс здесь должен измеряться в показателях степени возможности регулировать ситуацию. Пока, на мой взгляд, власти республики демонстрируют достаточно эффективную функцию. Нельзя наивно полагать, что в этой сфере все происходит, как в природе, в силу каких естественных процессов. Это не так. В обществе многое из того, что происходит, это результат действия людей. В том числе тех, которые по функциям или же по самоопределению влияют на ситуацию в лучшую сторону. Потому что всегда находятся те, кто пытается влиять в худшую.