(2014 г., Москва) Из выступления участника Приволжской окружной проектной сессии и семинара Владимира Зорина, заместителя Председателя Совета Ассамблеи народов России, заместителя директора Института этнологии и антропологии РАН, члена Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, доктора политических наук.
Российское государство исторически сложилось как многонациональная и поликонфессиональная держава, для которой вопросы межэтнических отношений были актуальны во все времена. Главный вопрос этнополитики на современном этапе — как соединить многообразие страны и этнокультурное развитие отдельных общностей и регионов с проектом гражданской нации и обеспечением гражданского единства.
Я помню, в 90-х годах мы стеснялись говорить в СМИ о своей национальности, теперь справедливость восстановлена, и мы с гордостью говорим о самосознании российской нации в позитивном смысле этих слов. Слава богу, их значение восстановлено и теперь мы можем воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. Перепись показала безосновательность страхов о катастрофическом сокращении численности русских.
Накануне переписи ученые и журналисты публиковали прогнозы, согласно которым, численность русских, якобы, упала на 15-19 млн. чел., т.е. чуть ли не на 15% по сравнению с последней советской переписью. Сокращение действительно имело место, но на гораздо меньшую величину: на 3,3%, а доля в составе населения страны – на 1,7%. В 2010г. динамика начала меняться на позитивную – доля русских в составе населения несколько увеличилась, хотя общая численность продолжала сокращаться из-за отрицательного естественного прироста и, отчасти, из-за большого недоучета среди горожан, ныне часто живущих за железными дверями своих квартир или на дачах. Основная причина сокращения – низкая рождаемость и высокая смертность.
Второстепенным фактором сокращения служил миграционный отток. В целом же иммиграция играет позитивную роль, компенсируя падение численности русского населения. Дополнительным источником пополнения является ассимиляция в пользу русского языка и этнической идентичности среди иных групп.
Среди самых крупных этнических категорий (свыше миллиона человек) имеются народы, численный состав которых в 1990-е сильно возрос. Это, прежде всего, армяне (212% по отношению к численности в России в 1989г.: 532 тысячи и 1,13 млн человек). Причины роста – интенсивная миграция с конца 1980-х гг. из Армении (землетрясение) и Азербайджана (Карабахский конфликт).
Вторая причина – положительный демографический рост, особенно в среде выходцев из сельской местности. На втором месте по уровню прироста чеченцы: было 899 тысяч, стало 1,36 млн человек (миллион приходится на саму Чечню фактически сразу после завершения двух раундов вооруженного конфликта). О завышенном переписью количестве чеченцев немало говорилось в СМИ.
Однако расчеты показывают, что при сохранившемся довольно высоком уровне естественного воспроизводства, заметный прирост численности действительно должен был иметь место. Перепись 2010 г. показала, что первая «двадцатка» самых многочисленных российских национальностей почти не изменилась. По-прежнему, 80% населения составляют русские, и нет особых оснований утверждать, что в России идет некий (а тем более спланированный властью) процесс замещения русских представителями других национальностей. В следующей за русскими первой десятке первые пять народов сохранили свой порядок, несмотря на то, что российские украинцы сократились почти на один миллион человек без какого-либо заметного переселения на Украину. А следующая пятерка изменилась: аварцы поменялись местами с мордвой в свою пользу, казахи поднялись с последней позиции, потеснив белорусов, белорусы выбыли из десятки, уступив место азербайджанцам. Второе место по численности населения в стране традиционно занимают татары. До 2002 г. численность татар увеличивалась, а в 2002-2010 гг. численность татар уменьшилась на 244 тыс. человек (или 4,4%), однако их доля во всем населении осталась на уровне 2002 года (3,9%).
Все остальные этнические группы составляют 3,5% и на демографическую ситуацию в стране в целом фактически не влияют. Многообразие национального и религиозного состава населения, многовековой опыт сохранения единого государства, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традиции учета потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических 18 общностей составляют интеграционный ресурс российской цивилизации, укрепления ее государственности и определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Однако этот исторический ресурс не является неисчерпаемым, и Россия существует не в изолированном пространстве. Мировой тенденцией является обострение межэтнических противоречий, рост нетерпимости даже в тех странах, которые достигли высокого качества жизни. Это происходит, в том числе, на фоне мирового экономического кризиса и нарастания миграционных потоков. Все это свидетельствует, что не только экономическое благосостояние общества определяет гармоничность межэтнических отношений.
По данным многолетнего мониторинга, осуществляемого Институтом этнологии и антропологии РАН совместно с Сетью этномониторинга, в России с 2008 г. наблюдается определенное повышение уровня конфликтности, хотя до этого в течение ряда лет ситуация была лучше. Новый уровень конфликтности, характеризуемый как слабая общественно-политическая напряженность, сохранился и в текущем году.
Эксперты отмечают, что, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии, кавказофобии, мигрантофобии и антисемитизма. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Нередки случаи убийства, массовых драк и беспорядков.
Неприемлемым для страны, которая внесла решающий вклад в победу во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет. Язык вражды и ненависти присутствует главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том числе политики, бизнесмены и интеллигенция.
Экстремизм и ксенофобия характерны для многих стран со сложным составом населения, большой долей мигрантов. Об этом еще раз свидетельствуют погромы во Франции, Великобритании, теракты в Норвегии. Россия как самое многоэтническое и поликонфессиональное государство европейского пространства не исключение. Однако фундаментальных и непреодолимых факторов для роста межэтнической вражды и этнического национализма в стране нет. Напряженность и конфликты возникают там, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим управлением, и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия.
Только государство обладает всеми средствами обеспечивать межэтническое согласие, и только оно имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия. Поэтому предупреждение и оперативное урегулирование конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений является одним из основных принципов государственной национальной политики в России.
Вот, например, вопрос интеграции и адаптации мигрантов. Что тут нового? Представители властей, общественные организации недооценили актуальность темы миграции, мол, мы же не в Америке, и проблем у нас нет. Но на самом деле тема миграции оказалась в определенных регионах очень актуальной. Хотя, например, если взять азербайджанцев, то кто они? мигранты или нет?
По переписи их 650 тысяч человек, и они полнокровные граждане или армяне, их 1200 тысяч и в Краснодарском крае живут не одну сотню лет. Мы недооценили проблемы мигрантофобии, недопоняли, что для нас актуально с одной стороны заниматься воспитанием самих мигрантов и выстраиванием отношений с их детьми, а теперь перед нами встает задача — взять документы и проверить их и самое главное — мы жестко не сказали, что раз вы приезжаете, то должны соблюдать правила принимающей стороны.
Хочу всех вернуть к документу «Концепция государственной миграционной политики», которая определила 3 основные цели:
а) Обеспечение национальной безопасности РФ, т е. защищенность и комфортность проживания населения Российской Федерации. Это значит, что мы должны создать такие условия, чтобы мигранты работали, а население было защищено;
б) Стабилизация – это следующая цель миграционной политики, я как член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и общественного Совета при УФМС с удовольствием продемонстрирую вам свежие данные: впервые за последние 3 года остановлен процесс вымирания населения, последние годы ежегодный прирост населения составил 300 тысяч человек. Это немного, но до этого мы почти 20 лет убывали, наши друзья из Европы и разные баронессы стали заявлять, что мы вымирающая нация и что пора осваивать нашу территорию. Мы прекратили этот процесс, но помните, что 92 % это мигранты, и они являются хорошим источником рабочей силы;
в) Следующая цель — содействие в обеспечении инновационного развития, модернизация и повышение конкурентоспособности – тут все наши задачи понятны.
Стратегия государственной национальной политики сразу стала документом, вокруг которого развернулась серьезная работа. Правительством был разработан и подписан план реализации Стратегии, затем написана Федеральная целевая государственная программа. Но некоторые органы местного самоуправления до сих пор считают, что все должно решаться в Москве. А ведь наше сегодняшнее мероприятие говорит о том, что на местах тоже готовы заниматься реализацией Стратегии, учиться управлять миграционными процессами, а это требует специальных знаний. Да, на федеральном уровне произошли большие изменения, выделены определенные финансовые ресурсы, и замысел государственной программы строится на принципах самофинансирования и софинансирования.
Регион со своей программой выходит на конкурс, и Федерация на основе итогов конкурса выделяет деньги. Из 83-х субъектов РФ по этой программе подали заявки 59, из них Северо-Кавказский и Поволжский участвовал на все 100 %, многие не приняли участие совсем, но 37 субъектов будут поддержаны от страны и смогут реализовать свою региональную программу по гармонизации межнациональных отношений.
Это говорит о том, что работа в субъектах разворачивается медленно, и далеко не везде определены ответственные за решение национальных проблем. Люди направлены на обучение, и вот это как раз здорово, а то, знаете, как бывает, нельзя заниматься банковским делом, если ты не специалист, психологию преподавать тоже никто не доверит, а национальной тематикой могут заниматься все. У меня в Баку друг, а у него тоже есть два друга – один епископ, другой раввин, они всё знают друг про друга и про межнациональные отношения в этом регионе. Хороший лозунг «Дружба народов – единство России», но нам нужно избегать его, если говорить в общем, не верю я в дружбу между народами, если нет дружбы между конкретными людьми.
Мы вот сегодня подписали соглашение, и теперь будем конкретно работать с конкретными людьми. Появился важный институт — консультативный совет при Президенте, не каждый совет может похвастаться кураторством первого лица. Так вот, Совет по межнациональным отношениям создан на постоянной основе и собирается 2 раза в год.
Министерство регионального развития на сегодняшний занимается реализацией национальной политикой и выполняет все задачи, что были при министерстве по делам национальностей. 12 министров сменилось за весь постсоветский период. Теперь министерство восстановлено и выпускает важные документы, активно ведет работу по реализации целевой программы, работает с регионами. На заседании Совета по межнациональным отношениям 22 октября 2013 года в Уфе Президент РФ дал 19 поручений.
Одно из них — создать центр анализа и мониторинга. Согласно этому поручению каждый субъект создает свой центр мониторинга, а в Москве центр будет выполнять главную задачу. Следующий вопрос – решено создать некоммерческий фонд поддержки национальных объединений «Российская нация», у которого будут средства, он будет разыгрывать гранты, и это тоже будет реальная помощь субъектам. Различия в уровне жизни населения в регионах России составляют основные предпосылки как к социальной напряженности в субъектах Российской Федерации, межрегиональной миграции населения, так и к напряженности в межнациональных отношениях.
По оценке Минэкономразвития России по показателю комплексной оценки социально- экономического развития субъектов Российской Федерации уровень развития регионов в конце 2011 года в сравнении со средним значением по Российской Федерации (принятым за единицу) варьировал от 3,3 в Ненецком автономном округе до 0,24 в Чеченской Республике. Величина указанной оценки не достигает среднероссийского уровня в 68 субъектах Российской Федерации, а в республиках Калмыкия, Тыва, Ингушетия и Чеченской Республике уровень развития составил менее 0,5. В 7 регионах по итогам 2011 года зафиксирован уровень социально- экономического развития, более чем в 1,5 раза превышающий среднероссийское значение: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, г. Москва и Санкт-Петербург, Сахалинская область. На долю 10 регионов-лидеров по показателю производства ВРП приходится 52% объема ВВП в стране. На 10 регионов с наименьшим объемом приходится только 1% совокупного объема по стране.
Указанные цифры иллюстрируют устойчивость тенденции концентрации экономического потенциала в небольшом количестве регионов. В число регионов-лидеров как по производству ВРП, так и по промышленному производству и инвестициям входят и, по оценке Минэкономразвития России, будут входить в период 2013-2016 гг. г. Москва и Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Республика Татарстан, Ханты- Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
По показателю произведенного валового регионального продукта (ВРП) на душу населения соотношение максимального и минимального его значений по Российской Федерации в 2012 г., по оценке Минэкономразвития России, составляет 59,9 единиц — в Ненецком автономном округе 3,6 млн. рублей и Республике Ингушетия — 60,9 тыс. рублей. При этом, по сравнению с 2010 г. межрегиональный разрыв по указанному показателю сократился (в 2010 г. он составлял 71,2 раза), тогда как в сравнении с 2000 годом, когда наибольшая величина среднедушевого ВРП отмечалась в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (294,4 тыс. рублей), а наименьшая — также в Республике Ингушетия (6,7 тыс. рублей), он возрос (в 2000 году межрегиональный разрыв по показателю среднедушевого ВРП составлял 44,2 раза). Уровень регистрируемой безработицы в целом по стране в июне 2013 г. составил 1,3% экономически активного населения. Наиболее высокие показатели по-прежнему фиксируются в регионах со сложной социально-экономической ситуацией: в Чеченской Республике (26,0%), республиках Ингушетия (16,1%) и Тыва (5,4%).
Количество создаваемых рабочих мест не обеспечивает в полной мере занятости трудоспособного населения, численность которого в указанных 24 регионах растет и составляет потенциал внутренней миграции граждан. К негативным факторам относятся также современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ в СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов.
Высокий уровень социального неравенства в обществе и региональной дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности также являются факторами, непосредственно усиливающими конфликтный потенциал межнациональных отношений и ослабляющими общероссийскую гражданскую идентичность, а также негативно влияющими на демографическую ситуацию в стране, создающими угрозу дезинтеграции страны. Факторами, препятствующими проведению эффективной государственной национальной политики, являются коррупция, пороки правоохранительной системы, недоверие граждан к органам власти и управления, предвзятость некоторых их представителей к формам и способам самовыражения отдельных национальностей, неспособность обеспечить справедливость, защитить законные интересы людей.
В системе управления сферой государственной национальной политики до последнего времени не были решены вопросы межведомственной и межуровневой координации, раннего предупреждения проявлений этнофобии, радикализма и экстремизма в регионах и муниципальных образованиях. Поддержание межнационального согласия, оперативное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу, пропаганда взаимоуважительных отношений между представителями различных этнических общностей не стали приоритетными в работе органов и должностных лиц местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации в области межнациональных отношений не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, 25 снижению межнациональной напряженности, не содержит норм, способствующих межэтническому диалогу, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия. Деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации оказывают современные миграционные процессы.
Многие мигранты, прибывающие в страну, обладают не только низким уровнем образования и знания русского языка, но часто не предрасположены к принятию и соблюдению общероссийских социально- культурных ценностей и правил поведения, что порождает мигрантофобию. В свою очередь, мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма. По данным Минрегиона России и руководителей субъектов Российской Федерации большинство субъектов Российской Федерации отмечают наличие связи между социально-экономическим развитием, состоянием региона и уровнем напряженности в межнациональных отношениях. В первую очередь, рост напряженности в межнациональных отношениях связывают с ростом как внешних, так и внутренних миграционных потоков.
В 2012 году на территориях Республики Адыгея, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей между местным населением и мигрантами имели место конфликтные ситуации, возникавшие на почве бытовых разногласий, вызванных поведением мигрантов, противоречащим нормам и укладу жизни старожильческого населения, а также в результате конфликтного характера их хозяйственной деятельности. Мигранты ориентированы на нефондоемкие виды сельхозпроизводства с высоким оборотом средств (овцеводство, бахчевые культуры), которые дают прибыль в короткий срок, но приводят к истощению (в том числе необратимому) земельных угодий.
Многочисленные споры со старожильческим населением в сфере регулирования земельных отношений представители этнических общин часто стремятся разрешить неправовым путем (психологическим и силовым давлением, недобросовестной конкуренцией). В сельских районах 26 Астраханской и Ростовской областей (где компактно проживают мигранты) распространены случаи потравы скотом земель местных крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств.
Отмеченные конфликты выявили недоработки органов местного самоуправления, правоохранительных органов в сфере координации деятельности на муниципальном уровне. В субъектах с высоким миграционным замещением существенную роль в росте напряженности в межэтнических отношениях играет этнизация отраслей экономики. В частности, по данным Республики Саха (Якутия), в горнодобывающей отрасли заняты, преимущественно, граждане Украины; строительной — Армении и Узбекистана, в оптово-розничной торговле — Китая. Ставропольский край также фиксирует тенденцию роста моноэтнического бизнеса. Как пример, после перехода сельхозпредприятий в собственность (аренду) представителям народов северокавказских республик новые владельцы принимают на работу своих земляков, руководствуясь, в первую очередь, принципом их национальной принадлежности. В свою очередь, это вызывает недовольство коренного населения иных национальностей и, соответственно, рост межнациональной напряженности. Так, в Советском районе в течение последних 10 лет основные производственные предприятия были скуплены и приватизированы представителями чеченского этноса. В связи с этим обострилась проблема трудоустройства русского населения на предприятия, которые возглавили чеченцы.
Миграционное законодательство Российской Федерации ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит достаточных мер, способствующих адаптации и интеграции трудовых мигрантов в социально- культурное пространство основного населения страны. Эти и другие вызовы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики.
Принятыми в 2000-е годы мерами по укреплению государственности, реализацией Концепции государственной национальной политики 1996 г. удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать 27 необходимые предпосылки для формирования общероссийского гражданского единства на основе общей судьбы народов, восстановления исторической связи времен и гражданского примирения.
Современная Россия совершенствует государственную политику в сфере межнациональных отношений. 7 мая 2012 г. Президент России Владимир Путин подписал указ № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», призванный гармонизировать межнациональные отношения, укрепить единство многонационального народа Российской Федерации и обеспечить условия для его полноправного развития. В данном нормативно-правовом акте говорится о разработке и утверждении Администрацией Президента России совместно с Правительством Российской Федерации до 1 декабря 2012 г. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.
В рамках президентского Совета по межнациональным отношениям была образована рабочая группа во главе с заведующим кафедрой национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Михайловым. В рабочую группу вошли видные деятели научного сообщества, исследующие межнациональные отношения, представители государственных органов власти и национально-культурных автономий. Среди них академик В.А. Тишков, д.ф.н. Р.Г. Абдулатипов, д.и.н. Л.М. Дробижева. Было организовано широкое обсуждение проекта Стратегии с участием всех субъектов Российской Федерации, Общественной палаты, Русской православной церкви, общественных объединений, Государственной Думы и Совета Федерации.
В проект было внесено более 3500 поправок и корректировок с учетом всех высказанных мнений. Ни один документ, ни одна концепция, принятая в стране в последние годы, не проходила такой массовой экспертизы. Поэтому мы можем сказать, что рассматриваемая нами Стратегия в полной мере является документом общественного согласия.
Правовыми основами проведения национальной политики в современных условиях являются Конституция Российской Федерации, международное право, международные законы и политико-правовой опыт многовекового развития России как многонационального государства. Красной нитью через текст Стратегии проходит идея преемственности. Проведение линии на формирование единой политической нации и межнационального согласия осуществимо лишь на базе общей судьбы народов, гражданского примирения и восстановления связи времен.
Стратегия опирается на идею о том, что Россия не является государством-нацией в общепринятом европейском смысле слова. Это государство-нация и одновременно государство- цивилизация. В настоящее время в сфере межнациональных отношений развивается идея особой, или уникальной, цивилизационной общности, уникального культурно- исторического типа, имеющего место быть в России. Например, в работах академика В.А. Тишкова и других известных российских ученых доказывается и обосновывается тот факт, что уже царская Россия была не только империей, но и государством-нацией.
Если же говорить о научных школах, то при разработке документа авторы исходили как из примордиализма, так и конструктивизма. Как отмечала Л.М. Дробижева: «Когда к Вам будут обращены вопросы, в какой концептуальной схеме выполнены определения, то, скорее всего это синтезированный или полипарадигмальный подход».
Несомненно, Стратегия выступит своего рода мобилизующим фактором гармонизации межнациональных отношений в стране, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления государственной безопасности и правопорядка, а также роста международного престижа Российской Федерации.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации — это официально признанная система принципов, целей и задач, обеспечивающая единство народов, целостность государства, способствующая сохранению этнокультурного многообразия, укреплению гражданского и межнационального согласия в стране.
Стратегия является основополагающим документом государственной национальной политики, исходит из исторически сложившихся особенностей и актуальных проблем развития нашей страны как многонационального государства. Она служит базой для координации деятельности всей иерархии органов государственной власти Российской Федерации (т.е. федеральных, региональных, местного самоуправления), институтов гражданского общества. Также Стратегией определяются главные направления реализации государственной национальной политики.
Довожу до вашего сведения всю структуру Стратегии для более глубокого понимания мер, способствующих формированию российской идентичности. Стратегия состоит из четырех разделов:
- Общие положения. В рамках первого раздела говорится о целях создания Стратегии и подчеркивается, что реализация этого документа должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами. Стратегия носит комплексный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).
- Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации. Во втором разделе приводится краткая историческая справка о численности этнических общностей и исторический обзор межнационального взаимодействия народов, перечислены негативные факторы, влияющие на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации.
- Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики Российской Федерации. Третий раздел является основным и включает в себя главные цели и принципы современной государственной национальной политики и детализирует основные задачи в различных областях государственного функционирования (10 задач в сферах государственного строительства и политико-правовой, федеративных отношений, государственной и общественной безопасности, в социально-экономической, культуры и образования, миграции, информационной и взаимодействия с институтами гражданского общества, международного сотрудничества).
В документе определено пять целей государственной национальной политики Российской Федерации:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) спешная социальная и культурная адаптация, интеграция мигрантов.
- Механизмы реализации государственной национальной политики. В рамках четвертого раздела дается детальное описание конкретных механизмов реализации государственной национальной политики, охватывающее широкое поле непрерывных и согласованных действий государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и законодателей. Определены задачи Правительства страны и полномочия Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. 1 декабря 2012 года Стратегия была подписана Президентом Российской Федерации и принята к реализации.
В одном докладе сложно проанализировать все аспекты Стратегии, однако нельзя не сказать об одной из новационных и актуальных проблем современности — состоянии и основных проблемах в области укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Современный мир бросает вызовы всем странам, но прежде всего тем, которые претендуют на региональное или мировое лидерство.
Фундаментальным условием такого лидерства выступает умение их граждан жить в согласии друг с другом, особенно трудно достигаемом в обществах с полиэтничным и многоконфессиональным составом населения. Гражданское и межнациональное согласие — это не один раз достигнутое и на века предопределенное состояние общества.
Это постоянная динамика, нередко характеризующаяся проявлением различных форм радикализма и экстремизма. Это — кропотливая работа государства и общества, требующая взвешенной политики межэтнических отношений, способной обеспечить и «единство в многообразии» и «многообразие в единстве».
Эффективность национальной политики зависит не только от того, насколько власть и в целом общество заинтересованы в сохранении этнической идентичности и защите интересов населяющих страну народов, но также от того, насколько плодотворными будут меры по укреплению единства многонационального народа. То есть насколько эффективно гражданская российскость будет сочетаться с этнической русскостью, татарскостью, башкирскостью, якутскостью и т.д.
Для предотвращения раскола российского общества по этническому и языковому признакам необходимо создание равных условий и возможностей не только для удовлетворения потребностей в развитии этнической культуры и родного языка, но и условий для более полного овладения русской культурой и государственным языком Российской Федерации, без которых в современной России немыслимы ни вертикальная, ни горизонтальная мобильность граждан, в том числе продвижение по ступеням социально-профессиональной структуры, включая карьеру в органах государственной и муниципальной власти.
В основе такой политики располагаются следующие начала: во-первых, учет трех уровней (государства, личности, народа как этнической общности), на которых реализуется самоопределение людей; во-вторых, тот факт, что ни одно из самоопределений не может происходить изолированно от других; в-третьих, достижение консенсуса в том, что этническое самоопределение на групповом уровне ни в коей мере не должно покушаться на целостность и единство государства, а на уровне личности — на гражданскую идентичность лиц, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Долгосрочность такой политики вытекает из признания этничности как объективно и субъективно существующего феномена и признания полиэтничности для нашей страны действующим фактором государственной и общественной жизни. Это — в противовес позиции, например, некоторых американских антропологов, которые уходят от признания рас, разделения людей по этническим признакам. Нет рас — нет этничности — нет национальных меньшинств и национального большинства — нет проблем.
Данные социологических исследований убедительно свидетельствуют, что идея общероссийской гражданской нации не навязывались обществу сверху, а является объективным процессом. Если еще в 2004 г., согласно опросам, признание российской идентичности уступало этнической самоидентификации, и сильную связь с гражданами России ощущал лишь 31% респондентов, то к 2011 г. российская идентичность у большинства населения стала самой распространенной и ощущение связи со страной в целом — более сильным.
В 2000-е годы люди стали привыкать к новым очертаниям страны и ее месту в мировом сообществе. На смену критике советского прошлого, а затем «лихих 90-х» постепенно начало приходить понимание необходимости трезвой оценки прошлого и формирования взвешенных подходов к исторической памяти. Давало результаты стимулирование чувства достоинства, самоценности граждан.
Молодежь откликнулась на призыв «Россия, вперед!», начала проявлять интерес к исторической реконструкции знаковых исторических событий (Невская битва, Бородино и др.), участвовать в военно- спортивных организациях («Десантник», «Военный десантник», «Русские витязи» и др.). Сегодня большинство населения — это люди, которые считают себя гражданами России и одновременно не теряют свою этническую идентичность. Вместе с тем обсуждение осенью 2012 г. проекта стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. показывает, что еще и не всеми предложенная стратегия спокойно воспринимается. И нередко понятию «российская нация» придается иное значение, иной смысл: то ее сравнивают с советским народом, то считают, что она призвана заменить этнокультурную общность. Тем самым, не случайно половина респондентов полагала, что за 2000-е годы межнациональные отношения ухудшились.
За 20 лет не изменилась к лучшему готовность к общению с людьми иной национальности. Негативные установки на разные виды контактов колебались в 1994 г. в пределах 22-43%, в 2011 г. — 29-47% от общего числа опрошенных. Наиболее часто неприязнь на этнической почве опрошенные объясняют тем, что люди иной культуры ведут себя, «как хозяева на этой земле» — об этом заявили 63% опрошенных.
Другой аргумент — различия в «поведении людей, их образе жизни» (39%). И только 20% респондентов ощущает конкуренцию за престижные рабочие места. Последнее вполне понятно, т.к. большинство мигрантов берется за работу, на которую местное население не претендует. 34 Различными исследовательскими центрами подтверждается, что доля предубежденных в отношении основных по массовости видов межэтнического общения в целом колеблется уже несколько лет в пределах 30%.
Вместе с тем, 89% опрошенных полагает, что «насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах недопустимо». Но одновременно 44% считает, что «насилие допустимо, если нарушается справедливость в отношении моего народа». А 41% согласился с тем, что «все средства хороши для защиты интересов моего народа». Причем среди русских такие настроения распространены больше, чем среди представителей других национальностей (43% и 34% соответственно).
Социологические исследования демонстрируют, что значительная часть населения (24-41%) отмечает обострение национальной проблемы из года в год (в 2010 г. — 32%). Нарастание напряженности в межэтнических отношениях отмечают представители всех возрастных групп, чаще его замечают люди с высшим образованием (36%).
Острота национальной проблемы нарастает с увеличением размера населенного пункта, достигая пика в Москве и Санкт- Петербурге, где обострение национальной проблемы фиксируют 53%. Лишь единицы (8%) заявляют, что одинаково относятся к представителям всех национальностей. У большинства населения симпатией чаще всего пользуются представители славянских народов (63 %), а также люди европейской внешности. Антипатию чаще всего вызывают «кавказцы» (29%) и представители народов Средней Азии (6%). Большинство не может объяснить причины своей антипатии (47%), среди мотивов чаще всего фигурируют угроза терроризма (13%о), неуважение к принятым в России нормам поведения (11%) и бескультурье (6%).
Общий вывод состоит в том, что растущая российская идентичность, устойчиво совмещаемая с этнической идентичностью, интегрирует людей, но это не снимает раздражения и в некоторых случаях враждебности к 35 представителям других национальностей, которые часто есть следствие недовольства существующей системой распределения ресурсов, солидаризации против несправедливостей, неравенства, коррупции, беззакония.
Нужны усилия и общества, и власти, направленные на достижение того, чтобы в повседневной практике граждане чувствовали Россию общим домом. Российский ученый, академик В.А. Тишков, в частности, отмечал: «Ни в коем случае не надо из чувашей, русских, евреев, татар и других «делать новых людей», формировать единую российскую нацию. Причем под словом «единая» часто понимается «единственная». Это глубокое заблуждение. Чуваши, русские, евреи, татары, якуты — уже давно многонародная российская нация. Для них принадлежность стране намного важнее, чем принадлежность к этнической группе.
Кроме тех, кто болен этническим национализмом и отвергает «российскость». Одна из инновационных новелл Стратегии — формирование региональной системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. В этой связи признано необходимым совершенствовать нормативно-правовую базу реализации государственной национальной политики, включая вопросы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также трудового законодательства в части регулирования применения иностранной рабочей силы, защиты прав иностранных работников, обязанностей и ответственности работодателей.
Правительству Российской Федерации рекомендовано: проработать вопрос об определении уполномоченного федерального округа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию политики в сфере адаптации и интеграции как внешних, так и внутренних мигрантов; представить предложения по разработке «трудовых карт», определяющих потребности субъектов Российской Федерации в дополнительной рабочей силе, а также по системе федеральных компенсационных механизмов для соотечественников и граждан Российской Федерации, участвующих в программе переселения из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные субъекты Российской Федерации; проработать вопрос о создании специальных групп в детских дошкольных учреждениях и адаптационных классов в общеобразовательных школах для детей мигрантов; проработать вопрос по адаптации и интеграции внешних мигрантов, в том числе через внедрение в субъектах Российской Федерации практики функционирования региональных адаптационных центров, а также организация центров обучения русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации потенциальных трудовых мигрантов в странах исхода; разработать рекомендации государствам-участникам СНГ по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования.
Завершая представление Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 г. хотелось бы подчеркнуть, что в решении возникающих проблем нам надо идти от клубка проблем к спирали развития, опираясь на традиции и современные позитивные мировые и отечественные практики.
Стратегия не может отвечать на все вопросы современного общества, предложить рецепт решения всех проблем для всех этнокультурных сообществ и регионов, но она представляет своеобразный гуманитарный стандарт, минимум состояния этнокультурной политики. Поэтому в механизмах реализации Стратегии заложено положение о том, что в ходе реализации настоящей Стратегии, Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей Стратегии.
В этих целях принят ряд важных документов. Правительством утверждены План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии на период до 2025 года, а также федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» с общим объемом финансирования на период с 2014 по 2020 годы в 6 миллиардов 766 миллионов 35 тысяч рублей. При этом программа предусматривает выделение субсидий из федерального бюджета на обеспечение региональных целевых программ в сфере межнациональных отношений.
Кроме того, для финансовой поддержки непосредственной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по решению социальных проблем — Минэкономразвития России предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 630 млн. рублей.
В 2013 году в конкурсном отборе приняли участие 69 субъектов Российской Федерации, которые получат субсидии из федерального бюджета, должны будут провести конкурс для оказания финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе, направленную на развитие межнационального сотрудничества. Следует также отметить следующее. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации чрезвычайно важна и востребована.
Несомненным плюсом является то, что она получила широкий общественный резонанс и обсуждалась на разных уровнях во всех 83 регионах нашей страны. В Стратегии уделяется большее внимание оценке межэтнических отношений социологическими методами, определяются специальные индикаторы, прописывается необходимость проведения в обществе политики 38 интернационализации и интеграции. Безусловно, с государственной точки зрения приоритетной должна быть гражданская идентичность. При этом важно, чтобы Стратегия предусматривала механизмы, исключающие ассимиляцию и размывание этнической идентичности.
Принятие Стратегии, несомненно, станет хорошей основой для законотворчества, как на национальном, так и на региональном уровне, послужит мощным катализатором для формирования российской идентичности, укрепления межнационального сотрудничества в стране, улучшению ее образа на евразийской пространстве (в современном мире).
В заключение следовало бы подчеркнуть, что цели Стратегии достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства её граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической и социально-культурной сферах. Исключительная и важная роль в решении этих задач принадлежит профессиональным союзам и трудовыми коллективам.